«Бесприютность» К. Бальмонт
Меня не манит тихая отрада,
Покой, тепло родного очага,
Не снятся мне цветы родного сада,
Родимые безмолвные луга.Краса иная сердцу дорога,
Я слышу рев и рокот водопада,
Мне грезятся морские берега,
И гор неумолимая громада.Среди других обманчивых утех
Есть у меня заветная утеха:
Забыть, что значит плач, что значит смех, –Будить в горах грохочущее эхо.
И в бурю созерцать, под гром и вой,
Величие пустыни мировой.
Сборник «В безбрежности» (1895). Раздел «За пределы».
Анализ стихотворения Бальмонта «Бесприютность»
Константин Бальмонт неоднократно предпринимал попытки заглянуть за границы мироздания и понять, почему их невозможно раздвинуть одним лишь усилием собственного сознания. Поэт терзался вопросом, почему в этом огромном мире он чувствует себя так неуютно и не может во всей Вселенной отыскать место, где бы смог быть по-настоящему счастлив. Его тяготит суета больших городов, но и в сельской глуши автор не может обрести душевной гармонии. Поискам такого места, где бы мысли и чувства звучали в унисон, и посвящено стихотворение «Бесприютность», написанное в 1895 году.
Поэт признается, что его «не манит тихая отрада, покой, тепло родного очага», ведь по своей натуре он является странником, который хочет каждое мгновение получать новые впечатления от жизни. Ее обывательский аспект Бальмонта совершенно не интересует, он не стремится к роскоши и материальному благополучию. «Краса иная сердцу дорога, я слышу рев и рокот водопада», – отмечает поэт. Ему грезятся горы и морские берега, которые в подсознании складываются в романтичные образы. Подобные грезы наяву являются для Бальмонта своеобразной отдушиной в ежедневной круговерти событий, и автор отдает себе отчет, что время от времени погружается в некий параллельный мир, созданный его же воображением. Делает поэт это вполне осознанно, так как мечтает «забыть, что значит плач, что значит смех» – два крайних проявления человеческих эмоций, от которых поэт уже изрядно устал.
Однако каждое новое событие в жизни, даже если речь идет о каком-то пустяковом происшествии, рождает в душе Бальмонта самую разнообразную гамму чувств, которые сменяют друг друга, словно в калейдоскопе. Именно этот факт раздражает поэта, который не может сосредоточиться на самом важном и сокровенном. Но стоит только воображению перенести его в иные миры, как наступают долгожданные покой и умиротворение. Там, в своих фантазиях, поэт может с легкостью «будить в горах грохочущее эхо», а также проводить время в созерцании «пустыни мировой», ведь в такие моменты все реальное и материальное просто перестает для него существовать. Автор ощущает себя частью огромного мира и при этом получает огромное удовольствие от того, что никто не может помешать его духовному уединению. Такие попытки бегства от самого себя и от реальности выглядят достаточно наивно, но именно в них Бальмонт черпает свое вдохновение и силы для того, чтобы мужественно преодолевать жизненные невзгоды.
Сонеты ✑