«Бежим, бежим, дитя свободы…» А. Блок
* * * Бежим, бежим, дитя свободы, К родной стране! Я верен голосу природы, Будь верен мне! Здесь недоступны неба своды Сквозь дым и прах! Бежим, бежим, дитя природы, Простор – в полях! Бегут… Уж стогны миновали, Кругом – поля. По всей необозримой дали Дрожит земля. Бегут навстречу солнца, мая, Свободных дней… И приняла земля родная Своих детей… И приняла, и обласкала, И обняла, И в вешних далях им качала Колокола… И, поманив их невозможным, Вновь предала Дням быстротечным, дням тревожным, Злым дням – без срока, без числа…
7 мая 1900 г.
А. Блок «Собрание сочинений в девяти томах». Т. 1. «Стихотворения, не вошедшие в основное собрание» (1898–1904). Сборник «За гранью прошлых дней» (1898–1903).
Анализ стихотворения Блока «Бежим, бежим, дитя свободы…»
Произведение, созданное в мае 1900 г., открывается энергичным обращением к лирическому адресату. Герой захвачен мыслью о побеге и призывает своего товарища реализовать смелые планы. Чтобы мечты выглядели убедительнее, субъект речи противопоставляет два фрагмента художественного пространства: реальное и идеальное. В первом из них господствуют «дым и прах», которые лишают обитателей возможности видеть небосвод. Жизнь второго, просторной и вольной «родной страны», организована по законам природы. Герой чувствует родство с естественным началом. Пытаясь приобщить к совершенному миру своего друга, он избирает для адресата наименования, которые приближают к новой реальности и личность приятеля.
В следующих эпизодах лирическое «я» сменяет персонажа, произносившего эмоциональный монолог в зачине. Сцена побега составляет содержание второй строфы. Стремительное движение героев обусловливает перемену пейзажного фона: урбанистическая деталь пространства, выраженная церковнославянизмом «стогны», уступает место сельской «необозримой дали». Последняя устремлена ввысь, к солнцу, весне и свободе.
Финальная часть, включающая в себя и окончание центральной строфы, посвящена результатам рискованного мероприятия, на которое решились романтически настроенные персонажи. Очередная трансформация обстоятельств лирической ситуации находит отражение на уровне формы: в этом эпизоде поэт привлекает глаголы в прошедшем времени.
Изображая ответную реакцию олицетворенного образа «земли родной», автор моделирует ряд однородных сказуемых, объединенных семантикой приятия. Идеальный мир радостно и ласково встречает новых обитателей. Их прибытие даже сопровождает торжественный колокольный звон, разносящийся «в вешних далях». Казалось бы, побег окончился успешно. Однако завершающие строки обрушивают гармоничное звучание финала. Резкая смена интонаций связана с мотивом предательства: идеальное пространство оказалось иллюзией, коварной ловушкой. Заманив к себе, новая страна открывает истинную сущность. Вместо радости освобождения беглецов ждет тревожное, безнадежное и тоскливое будущее.
Для изображения мрачных перспектив поэт обращается к лексической анафоре «дни», дополняя ее эпитетами. В финальной строке встречается еще один повтор – существительные с предлогом «без». С помощью этих конструкций подчеркивается гнетущее ощущение безысходности судеб наивных романтиков.