Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Владислав Ходасевич

«Брента, рыжая речонка!..» В. Ходасевич

* * *

Адриатические волны!
О, Брента!..

Евгений Онегин

Брента, рыжая речонка!
Сколько раз тебя воспели,
Сколько раз к тебе летели
Вдохновенные мечты –
Лишь за то, что имя звонко,
Брента, рыжая речонка,
Лживый образ красоты!

Я и сам спешил когда-то
Заглянуть в твои отливы,
Окрыленный и счастливый
Вдохновением любви.
Но горька была расплата.
Брента, я взглянул когда-то
В струи мутные твои.

С той поры люблю я, Брента,
Одинокие скитанья,
Частого дождя кропанье
Да на согнутых плечах
Плащ из мокрого брезента.
С той поры люблю я, Брента.
Прозу в жизни и в стихах.

1920 г.
Сборник «Путём зерна» (1920).

Анализ стихотворения В. Ходасевича «Брента, рыжая речонка!..»

Стихотворение является ответом Пушкину. В русской поэзии о Бренте впервые именно Александр Сергеевич в первой главе романа «Евгений Онегин» при описании прогулки Евгения белой петербургской ночью. Подслушанные героем звуки рожка и напевы лодочников на Неве вызывают у поэта ассоциацию с гондольерами, поэзией Торквато Тассо, Венецией и Брентой – рекой в Италии, в дельте которой и раскинулся этот город.

В рамках строфы ХLIX Александр Сергеевич сетует (искренне или притворно – трудно сказать), что никогда не увидит красот Адриатики и не насладится общением с прекрасными венецианками. В этом проявляются, несомненно, тяга Пушкина к прекрасному и характерное, неистребимое у части русской творческой интеллигенции преклонение перед Западом. Владиславу Ходасевичу довелось воочию увидеть воспетую великим поэтом реку и составить о ней свое впечатление.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «рыжая речонка», «вдохновенные мечты», «лживый образ (то есть ложное представление)», «одинокие скитанья», позволяющие выразить авторскую оценку и точно и ярко характеризующие явления;
  • анафорический повтор – «сколько раз тебя воспели …, сколько раз к тебе летели» – подчеркивает широкую популярность поэтизированного, идеализированного образа реки;
  • олицетворение – «мечты летели» – отображает непреодолимую силу устремлений творческих людей;
  • инверсию – «летели мечты», «горька была расплата», «струи мутные твои», «дождя кропанье», которая используется для выстраивания метрики стиха;
  • метафоры – «образ красоты», «вдохновение любви»;
  • метонимию – «заглянуть в отливы», перенос значения по смыслу дает возможность создать акцент на отливе как явлении и зарифмовать строки;
  • риторическое восклицание – «… речонка, лживый образ …!» – демонстрирует высоту эмоций;
  • ряды однородных членов предложения – «окрыленный, счастливый»; «скитанья, кропанье (в контексте речи – беспорядочное падение капель), плащ»;
  • обращение «Брента» создает акцент на объекте речи;
  • контекстуальные антонимы – «жизнь (реальность) – стихи (творчество в самом широком смысле)»;
  • антитезу – «я … спешил …, но горька была расплата»;
  • перифраз «проза» означает повседневное, обыденное, ничем не приукрашенное отражение действительности.

Разочарование вынужденного подрабатывать экскурсоводом поэта подчеркивает и использование суффикса субъективной оценки с уменьшительно-уничижительным значением – «речонка». Острый язык и колкий ум Ходасевича срывают романтический флер с обычной реки с глинистыми берегами в итальянской провинции.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах