Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иннокентий Анненский

«Что счастье?» И. Анненский

Что счастье? Чад безумной речи?
Одна минута на пути,
Где с поцелуем жадной встречи
Слилось неслышное прости?

Или оно в дожде осеннем?
В возврате дня? В смыканьи вежд?
В благах, которых мы не ценим
За неприглядность их одежд?

Ты говоришь… Вот счастья бьётся
К цветку прильнувшее крыло,
Но миг – и ввысь оно взовьётся
Невозвратимо и светло.

А сердцу, может быть, милей
Высокомерие сознанья,
Милее мука, если в ней
Есть тонкий яд воспоминанья.

Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Что счастье?»

Стихотворение написано более ста лет назад, но по прочтении становится очевидным, что автора волнует те же проблемы, что и наших современников. Поразительное по красоте художественное произведение имеет глубокое философское наполнение – поэт пытается определить природу таких категорий, как любовь и счастье.

Небольшое стихотворение переполняют художественные выразительные средства:

  • многочисленные риторические вопросы «Что счастье?», «Одна минута…?», «Чад безумной речи?», «… оно в дожде? …», «в благах?», «В возврате дня?», «В смыканьи вежд?…» – в поисках ответа на главный вопрос автор перебирает множество вариантов, намеренно приглашая читателя поразмышлять вместе с ним;
  • умолчание – «Ты говоришь…» – отражает благоговейное отношения лирического героя в любимой – когда он говорит, весь мир замолкает;
  • овеществляющие метафоры – «чад речи (слова уподоблены дыму – оба летучи)», «одежда благ», «крыло счастья (иллюстрация неуловимости счастья, оно – как птица с крыльями)», «яд воспоминанья (воспоминания отравляют не тело, но душу)» – помогают добиться краткости изложения без потери смысла;
  • эпитеты – «безумная речь», «жадная встреча», «тонкий яд» – также похожие на метафоры, при помощи которых автор очеловечивает действия и даже чувства;
  • инверсия – «с поцелуем слилось прости», «в дожде осеннем», «счастья бьется к цветку прильнувшее крыло» – помогает выдержать стихотворный размер;
  • олицетворения – «прости слилось», «сердцу милей», «высокомерие сознанья»;
  • архаизм – «вежды (глаза)» – придает изложению торжественный, высокопарный оттенок;
  • оксюморон (соединение логически несовместимых понятий) – «милее мука» – отражает двойственность и силу любви – она так сладка, что даже причиняемая ею боль, мука кажется счастьем.

Выражение «блага, которые мы не ценим за неприглядность одежд» требует пояснения. Автор хочет сказать, что добрые дела требуют душевных усилий, благие мысли большинству людей кажутся скучными (неприглядными, непривлекательными), а призывы творить добро – скучной дидактикой. Недобрые дела всегда внешне выглядят притягательно, выигрышно и ярко.

Слово «высокомерие» в данном контексте означает вовсе не «спесь, надменность», а употребляется в значении «высокий, чистый, возвышающий (подходящий с высокой меркой) помысел».

В таких стихах, как «Что счастье?», присутствуют поэтические открытия, которые заставляют увидеть мир по-новому, а порой и безмерно удивиться.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 16 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах