Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Декабрь» Б. Ахмадулина

Мы соблюдаем правила зимы.
Играем мы, не уступая смеху,
и, придавая очертанья снегу,
приподнимаем белый снег с земли.

И, будто бы предчувствуя беду,
прохожие толпятся у забора,
снедает их тяжелая, забота:
а что с тобой имеем мы в виду.

Мы бабу лепим, только и всего.
О, это торжество и удивленье,
когда и высота и удлиненье
зависят от движенья твоего.

Ты говоришь: – Смотри, как я леплю. –
Действительно, как хорошо ты лепишь
и форму от бесформенности лечишь.
Я говорю: – Смотри, как я люблю.

Снег уточняет все свои черты
и слушается нашего приказа.
И вдруг я замечаю, как прекрасно
лицо, что к снегу обращаешь ты.

Проходим мы по белому двору,
мимо прохожих, с выраженьем дерзким.
С лицом таким же пристальным и детским,
любимый мой, всегда играй в игру.

Поддайся его долгому труду,
о моего любимого работа!
Даруй ему удачливость ребенка,
рисующего домик и трубу.

1960 г.

Тематические подборки: стихи про декабрь.

Анализ стиха Ахмадулиной «Декабрь»

Стихотворение написано в 1960 году. Оно относится к жанру интимной лирики и описывает тончайшие движения души любящей женщины. Юная Ахмадулина воспевает детскую простоту и непосредственность, полную свободу самовыражения, отрешенность от реальности, которые были свойственны ей до последних лет жизни и, надо сказать, порой мешали трезвому, критическому взгляду на жизнь.

Произведение включает такие средства художественной выразительности:

  • метафоры – «правила зимы (то есть традиционные зимние занятия, развлечения, модель поведения)», «форму лечишь (избавляешь)»;
  • лексический повтор – «придавая очертанья снегу, приподнимаем … снег» – выделяет снег как объект воздействия, творчества;
  • инверсию – «снедает забота», «играем мы», «обращаешь ты», «проходим мы», «с выраженьем дерзким», «с лицом … пристальным и детским», «любимый мой», придающую особый смысл финальному слову;
  • эпитеты – «тяжелая забота», «дерзкое выраженье», «пристальное (с выражением сосредоточенности) лицо»;
  • сравнение «толпятся, будто предчувствуя беду», обильный снегопад действительно создает проблемы, от которых пара влюбленных бесконечно далека;
  • многосоюзие – «и высота и удлиненье»;
  • ряды однородных членов предложения – «играем, приподнимаем», «лепишь, лечишь», «уточняет, слушается», детализирующие действия персонажей;
  • олицетворение – «снег уточняет, слушается»;
  • парцелляцию – «…слушается … приказа. И вдруг я замечаю…» – придает каждому фрагменту речи особую смысловую весомость и экспрессию;
  • синтаксический параллелизм – «Смотри, как я леплю», «Смотри, как я люблю» – становится инструментом сопоставления действий лирических героев;
  • обращения – «любимый мой», «о моего любимого работа»;
  • риторическое восклицание – «Поддайся … , работа!» – как эмоциональное пожелание успеха;
  • слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «домик» – подчеркивает трогательную и неумелую, детскую попытку отражения действительности;
  • синекдоха «работа» подразумевает результат труда – автор, очеловечивая его, призывает стать явным;
  • антонимы «форма – бесформенность», автор противопоставляет отвлеченные понятия, используя морфемный повтор.

Обилие глаголов и глагольных форм придает изложению динамику. В рамках произведения поэтесса делает акцент на чистоте помыслов, наивности. Она сопоставляет процесс творчества, который неизбежно преображает самого творца, и чувство любви, одухотворяющее человека, формирующее новый взгляд на мир.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах