«Декабрь» Б. Ахмадулина
Мы соблюдаем правила зимы.
Играем мы, не уступая смеху,
и, придавая очертанья снегу,
приподнимаем белый снег с земли.И, будто бы предчувствуя беду,
прохожие толпятся у забора,
снедает их тяжелая, забота:
а что с тобой имеем мы в виду.Мы бабу лепим, только и всего.
О, это торжество и удивленье,
когда и высота и удлиненье
зависят от движенья твоего.Ты говоришь: – Смотри, как я леплю. –
Действительно, как хорошо ты лепишь
и форму от бесформенности лечишь.
Я говорю: – Смотри, как я люблю.Снег уточняет все свои черты
и слушается нашего приказа.
И вдруг я замечаю, как прекрасно
лицо, что к снегу обращаешь ты.Проходим мы по белому двору,
мимо прохожих, с выраженьем дерзким.
С лицом таким же пристальным и детским,
любимый мой, всегда играй в игру.Поддайся его долгому труду,
о моего любимого работа!
Даруй ему удачливость ребенка,
рисующего домик и трубу.
1960 г.
Анализ стиха Ахмадулиной «Декабрь»
Стихотворение написано в 1960 году. Оно относится к жанру интимной лирики и описывает тончайшие движения души любящей женщины. Юная Ахмадулина воспевает детскую простоту и непосредственность, полную свободу самовыражения, отрешенность от реальности, которые были свойственны ей до последних лет жизни и, надо сказать, порой мешали трезвому, критическому взгляду на жизнь.
Произведение включает такие средства художественной выразительности:
- метафоры – «правила зимы (то есть традиционные зимние занятия, развлечения, модель поведения)», «форму лечишь (избавляешь)»;
- лексический повтор – «придавая очертанья снегу, приподнимаем … снег» – выделяет снег как объект воздействия, творчества;
- инверсию – «снедает забота», «играем мы», «обращаешь ты», «проходим мы», «с выраженьем дерзким», «с лицом … пристальным и детским», «любимый мой», придающую особый смысл финальному слову;
- эпитеты – «тяжелая забота», «дерзкое выраженье», «пристальное (с выражением сосредоточенности) лицо»;
- сравнение «толпятся, будто предчувствуя беду», обильный снегопад действительно создает проблемы, от которых пара влюбленных бесконечно далека;
- многосоюзие – «и высота и удлиненье»;
- ряды однородных членов предложения – «играем, приподнимаем», «лепишь, лечишь», «уточняет, слушается», детализирующие действия персонажей;
- олицетворение – «снег уточняет, слушается»;
- парцелляцию – «…слушается … приказа. И вдруг я замечаю…» – придает каждому фрагменту речи особую смысловую весомость и экспрессию;
- синтаксический параллелизм – «Смотри, как я леплю», «Смотри, как я люблю» – становится инструментом сопоставления действий лирических героев;
- обращения – «любимый мой», «о моего любимого работа»;
- риторическое восклицание – «Поддайся … , работа!» – как эмоциональное пожелание успеха;
- слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «домик» – подчеркивает трогательную и неумелую, детскую попытку отражения действительности;
- синекдоха «работа» подразумевает результат труда – автор, очеловечивая его, призывает стать явным;
- антонимы «форма – бесформенность», автор противопоставляет отвлеченные понятия, используя морфемный повтор.
Обилие глаголов и глагольных форм придает изложению динамику. В рамках произведения поэтесса делает акцент на чистоте помыслов, наивности. Она сопоставляет процесс творчества, который неизбежно преображает самого творца, и чувство любви, одухотворяющее человека, формирующее новый взгляд на мир.
Автор: Белла Ахмадулина