«Элегия (Деревья Кронверкского сада…)» В. Ходасевич
Деревья Кронверкского сада
Под ветром буйно шелестят.
Душа взыграла. Ей не надо
Ни утешений, ни услад.Глядит бесстрашными очами
В тысячелетия свои,
Летит широкими крылами
В огнекрылатые рои.Там все огромно и певуче,
И арфа в каждой есть руке,
И с духом дух, как туча с тучей,
Гремят на чудном языке.Моя изгнанница вступает
В родное, древнее жилье
И страшным братьям заявляет
Равенство гордое свое.И навсегда уж ей не надо
Того, кто под косым дождем
В аллеях Кронверкского сада
Бредет в ничтожестве своем.И не понять мне бедным слухом,
И косным не постичь умом,
Каким она там будет духом,
В каком раю, в аду каком.
20–22 ноября 1921 г.
Сборник «Тяжёлая лира» (1920–1922).
Анализ стихотворения В. Ходасевича «Элегия…»
Стихотворение «Элегия…» вошло в четвертую по счету книгу стихов «Тяжелая лира», задуманную В. Ходасевичем в Петрограде в 1920 году. По мнению критиков, в это период противопоставление, «противоречие души и тела» занимает поэта все сильнее, становится главенствующим философским мотивом в поэзии и отражает сдвиг, метаморфозу картины мира Владислава Фелициановича как поэта-символиста. Вот и в представленном стихотворении тема «души» является определяющей.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «душа взыграла», «духи гремят» – позволяют ярко описать нематериальные явления;
- многосоюзие – «ни утешений, ни услад» – выделяет земные радости;
- метафору – «глядит в тысячелетия»;
- морфемные повторы – «летит крылами в огнекрылатые рои», «с духом дух», «… туча с тучей» – становятся средством звукописи и фиксируют внимание читателя;
- эпитеты – «огнекрылатые рои», «бесстрашные очи», «древнее жилье (в значении исконное обиталище)», «бедный слух», «косный ум», «гордое равенство»;
- инверсию – «в тысячелетия свои», «арфа есть», «равенство гордое свое», «в аду каком», обеспечивающую гармоничную рифмовку строк;
- сравнение – «гремят, как туча с тучей» является поэтической отсылкой к грозе;
- перифраз – «изгнанница» – подразумевается исторгнутая из тела душа;
- антонимы – «рай – ад» – описывают две ипостаси посмертной судьбы;
- авторский неологизм – «огнекрылатые».
Определяющая тема произведения – движение души ввысь, противопоставление земного небесному, стремление вырваться из тесной материальной оболочки. Первые две строфы описывают миг разделения души и тела. При этом парадоксальным образом их разъединение не влечет смерти человека: он продолжает земную жизнь, и воспарившая очеловеченная душа видит свое бредущее под дождем ничтожное тело.
Объяснение ряда выражений стихотворения невозможно без упоминания мифа Платона о душе. Согласно представлениям философа, павшая однажды на землю и покинувшая небесный чертог душа не может возвратиться назад «в продолжение десяти тысяч лет», так как раньше «не окрылится». А пресловутые «огнекрылатые рои» – это и есть платоновское описание мира душ.
Таким образом, понятие «душа» осложнено дополнительными поэтическими смыслами: крылатая душа в небесной выси – антипод тела, земного вместилища души, вечность и красота – неотъемлемые качества души, а тленность и ничтожество – тела.