Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Крылов

«Петух и Жемчужное Зерно» И. Крылов

               Навозну кучу разрывая,
     Петух нашел Жемчужное Зерно
          И говорит: «Куда оно?
               Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,
               Да сытно».
____________
          Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.

Не позднее первой половины мая 1809 года.
«И. А. Крылов. Полное собрание сочинений. Т. 3.» Раздел «Басни. Книга вторая».

Читайте также басню: «Петух и жемчужина» В. Тредиаковский.

Анализ басни И. А. Крылова «Петух и жемчужное зерно»

Басня «Петух и жемчужное зерно» является плодом переработки многочисленных произведений на известный сюжет. И. А. Крылову удалось подать свою мысль удивительно емко, образно и доступно, учитывая русскую специфику.

Миниатюрное произведение представляет собой бытовую зарисовку – мелкое, казалось бы, событие, произошедшее на птичьем дворе. Но конкретный случай позволяет автору сделать важные философские обобщения. В рамках произведения Иван Андреевич предлагает нас поразмыслить о том, что такое истинные ценности и какова роль красоты в жизни человека.

Основной образ – глуповатый самонадеянный Петух, образ которого всегда ассоциируется с шумным хвастовством, недалекостью в сочетании со снобизмом, высокомерием.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • риторическое восклицание – « … вещь пустая (то есть не имеющая пользы)!» – отражает степень разочарования Петуха, его уверенность в своем праве оценки всего на свете;
  • риторические вопросы – «Куда оно?», « Не глупо ль, что его … так ценят?» – заданные в пустоту, они позволяют проследить за ходом мыслей, рассуждениями героя басни;
  • антитезу – «не … видно (красиво), да сытно», которая оформляет противопоставление красоты практической пользе;
  • эллипсис – «Куда оно (годится)» – пропуск слова позволяет гармонично зарифмовать строку;
  • инверсию – «точно так», «вещь пустая», «зерну ячменному», целью которой становится выделение ключевого слова, последнего в каждом словосочетании.
    Стихотворение включает усеченные формы слов – «навозну», «боле».

Автор представляет нам персонажа, который подходит к жизни с сугубо утилитарными мерками. Основной авторский посыл – концептуальная информация басни – выражен словами: «Невежи… в чем толку не поймут, то все у них пустяк». И. А. Крылов показывает, к чему приводит практичность, доведенная до своей высшей степени.

Метафорический смысл названия – противопоставление обывательского подхода к жизни и жемчуга как абсолютного символа красоты, для которой не существует материального выражения. К тому же восприятию красоты надо учиться – она открывается не каждому. Необходимо работать над собой, прикладывать усилия, обладать широким кругозором. Петух же живет в собственном маленьком мирке и нисколько не стыдится своей ограниченности, более того – он ею кичится.

Финал басни включает четко сформулированную мораль. Недалекий человек старается низвести любое непонятное явление до своего уровня, а то, что выходит за рамки его представлений, объявляет никчемным. Разбирая басню, надо понимать, что в XIX веке слова «невежа» и «невежда» имели одно значение, и в контексте речи слово «невежа» употреблено в значении «невежда» – то есть малообразованный, малознающий человек.

Герой басни, Петух, охаивает вещь, истинной ценности которой не в состоянии постичь. Он является идеальным примером потребителя, которого не волнует ничто, выходящее за рамки его узких интересов.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийБасни Крылова
Басни


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах