«Есть много звуков в сердца глубине…» А. Толстой
* * * Есть много звуков в сердца глубине,
Неясных дум, непетых песней много;
Но заглушает вечно их во мне
Забот немолчных скучная тревога.Тяжел ее непрошеный напор,
Издавна сердце с жизнию боролось –
Но жизнь шумит, как вихорь ломит бор,
Как ропот струй, так шепчет сердца голос!
<1859>
Анализ стихотворения Толстого «Есть много звуков в сердца глубине…»
Обосновывая иррациональную природу любовного чувства или творческого дара, толстовский герой часто обращается к категориям души и сердца. Для последних губительны лицемерие и холодный расчет светской жизни, которая сравнивается со «студёной водой». Сердце лирического «я» сопротивляется неблагоприятному воздействию внешнего окружения: оно продолжает «кипеть» горячими эмоциями, не желая уподобляться бесчувственным денди.
Композиция стихотворения 1859 г. организована антитезой, компонентами которой выступают внутреннее и внешнее, сокровенное и наносное, «сердце» и шум жизни.
Что скрыто в глубине души героя? Разнообразные звуки, знаменующие таинственное движение творческих идей: «думы» и «песни». Они не ясны, еще не оформлены. Причиной кризиса служит тягостное давление внешних обстоятельств – неприятных и вызывающих тоску, но напористых и «немолчных». Шум забот постоянно «заглушает» потаенное в душе, которое хотелось бы услышать, обособить и обдумать.
Лирическая ситуация, воспроизведенная субъектом речи, не нова. Финальные строки позиционируют ее как давнюю тенденцию, один из законов существования. Извечную борьбу иллюстрирует оригинальное сравнение. Оно уподобляет гул внешнего мира мощному вихрю, а шепот внутреннего голоса – тихому «ропоту струй».
Поэтический процесс немыслим без тишины и спокойствия, которые способствуют концентрации душевных сил. Одним из путей обретения вдохновения служит тема единения с природой. Дождевые капли, неслышно стекающие по листьям, сумерки жаркого дня, безмолвие лесной чащи – изображение пейзажа, перекликающееся с психологическим портретом героя-поэта, нередко встречается в толстовской лирике.
Сходные признаки художественного пространства характеризуют и возвышенное любовное переживание: дневные заботы способны отвлечь от главного, заслонить воспоминания о возлюбленной. Лишь избавление от суеты возвращает лирического субъекта в умиротворенное состояние, подобное медленному погружению в застывшие воды чистого озера.
Ответ на сетования героя был найден спустя 11 лет. В стихотворном посвящении И. А. Гончарову звучит доброе напутствие адресату. Отрешиться от «жизненного шума», быть увереннее, идти вперед, не обращая внимания на недоброжелателей, моделировать созревшие идеи в «ясный образ» – в этом состоит залог творческого успеха.