Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Есть пустота от смерти чувств…» Е. Евтушенко

* * *

Есть пустота от смерти чувств
и от потери горизонта,
когда глядишь на горе сонно
и сонно радостям ты чужд.
Но есть иная пустота.
Нет ничего ее священней.
В ней столько звуков и свечений.
В ней глубина и высота.

Мне хорошо, что я в Крыму
живу, себя от дел отринув,
в несуетящемся кругу,
кругу приливов и отливов.

Мне хорошо, что я ловлю
на сизый дым похожий вереск,
и хорошо, что ты не веришь,
как сильно я тебя люблю.

Иду я в горы далеко,
один в горах срываю груши,
но мне от этого не грустно, –
вернее, грустно, но легко.

Срываю розовый кизил
с такой мальчишескостью жадной!
Вот он по горлу заскользил –
продолговатый и прохладный.

Лежу в каком-то шалаше,
а на душе так пусто-пусто,
и только внутреннего пульса
биенье слышится в душе.

О, как над всею суетой
блаженна сладость напоенья
спокойной светлой пустотой –
предшественницей наполненья!

1960 г.

Анализ стихотворения Евтушенко «Есть пустота от смерти чувств…»

Стихотворение «Есть пустота от смерти чувств…» написано в 1960 году – в разгар так называемой «хрущевской оттепели», на пике славы Евтушенко и других поэтов-«шестидесятников». Главная тема текста – душевная опустошенность, которая порой настигает каждого человека. Поэт разделяет ее в произведении на два вида. Первый – порождение «смерти чувств» и потери жизненных ориентиров. В такие моменты и горе, и радость – все одно. Кажется, ничто не способно вызвать сильных эмоций, потрясти до глубины души, заставить переживать. Пустота второго типа несет в себе положительный заряд. По мнению лирического героя стихотворения, «нет ничего ее священней». Она отличается богатством «звуков и свечений», высотой и глубиной. Именно о ней рассказывается в большей части рассматриваемого произведения.

Герой текста повествует о своей безмятежной жизни в Крыму – прекрасном южном крае. На время отказался он от повседневной суеты и утомительных дел. Отсчет времени здесь ведется по вечным приливам и отливам, подвластным не людям, но древним законам природы. Лирический герой предается простым человеческим радостям – бродит по горам, где срывает груши, лакомится кизилом, любуется вереском, лежит в построенном кем-то шалаше. Свое душевное состояние он характеризует яркой и запоминающейся формулой – «грустно, но легко». Не в последнюю очередь тому способствовало единение с великолепной крымской природой. Пустота, которую испытывает герой, – предшественница грядущего наполнения. Иногда душа должна полностью очиститься, чтобы впоследствии возродиться в новом качестве, начать по-другому испытывать эмоции, по-другому жить и ощущать. Присутствует в стихотворении и любовная тема, правда, упоминается она вскользь. При этом понятно, что чувства к некой представительнице прекрасного пола для героя столь же важны, как единение с природой.

Священная пустота, о которой речь идет в анализируемом произведении, играет важную роль и в творческом процессе, хотя напрямую соответствующий мотив не упоминается. Сначала в душе появляется незаполненное ничем пространство, возникает высшая степень свободы. Насладившись ей в полной мере, отдохнув, художник заполняет пустоту тем, что берет извне, а не из собственного внутреннего мира. Пустота становится ресурсом, без которого практически невозможно рождение истинного произведения искусства.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах