«К Музе» А. Блок
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.И такая влекущая сила,
Что готов я твердить за молвой,
Будто ангелов ты низводила,
Соблазняя своей красотой…И когда ты смеешься над верой,
Над тобой загорается вдруг
Тот неяркий, пурпурово-серый
И когда-то мной виденный круг.Зла, добра ли? – Ты вся – не отсюда.
Мудрено про тебя говорят:
Для иных ты – и Муза, и чудо.
Для меня ты – мученье и ад.Я не знаю, зачем на рассвете,
В час, когда уже не было сил,
Не погиб я, но лик твой заметил
И твоих утешений просил?Я хотел, чтоб мы были врагами,
Так за что ж подарила мне ты
Луг с цветами и твердь со звездами –
Всё проклятье своей красоты?И коварнее северной ночи,
И хмельней золотого аи,
И любови цыганской короче
Были страшные ласки твои…И была роковая отрада
В попираньи заветных святынь,
И безумная сердцу услада –
Эта горькая страсть, как полынь!
29 декабря 1912 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга третья» (1907–1916). Цикл «Страшный мир» (1909–1916).
Анализ стихотворения Блока «К Музе»
Цикл «Страшный мир», над которым Блок работал в период с 1909 по 1916, – это рассказ о городе и царящей в нем бездуховности, о проблемах, связанных с социальным неравенством. Поэт повествует о том, как кошмарная реальность способна навсегда изменить даже самого светлого и чистого человека. В городе людьми овладевает губительная стихия, они находятся под влиянием страстей, постоянно подвержены соблазнам, устоять против которых практически невозможно. В «Страшном мире» поэт сталкивает чистоту и красоту с настоящим земным адом, доводя это противостояние до предела.
Цикл открывается стихотворением «К Музе», датированным концом декабря 1912-го. По смыслу оно связано со статьей «О современном состоянии русского символизма», написанной Блоком двумя годами ранее. В ней Александр Александрович утверждает, что «искусство есть чудовищный и блистательный Ад». По мнению поэта, из мрака этой преисподней художник выводит свои образы. До Блока о связи ада с искусством говорил Брюсов в стихотворении «Поэту» (1907):
…Как Данту, подземное пламя
Должно тебе щеки обжечь.
Уже в первых строках анализируемого текста становится виден трагический характер мироощущения лирического героя. Сокровенные напевы Музы приносят ему «роковую о гибели весть». Здесь Блок используется скрытую антитезу. Слово «Евангелие» с греческого языка переводится как «благая весть». Получается, искусство противопоставляется текстам религиозным, светлым, духовным. Самое страшное в напевах Музы – заключенная в них влекущая сила, соблазняющая красота, способность низводить ангелов. Следуя за этими напевами, лирический герой спускается в ад. В уже упомянутой статье «О современном состоянии русского символизма» Блок говорит, что пройти все круги преисподней вполне реально. Способен на этот только тот художник, «у кого есть спутник, учитель и руководительная мечта о Той, Которая поведет туда, куда не смеет войти и учитель».
По мере разворачивания сюжета ситуация только усугубляется. В третьей строфе оказывается, что Муза смеется над верой. Согласно четвертой, ей чужда мораль. Для лирического героя она становится мученьем и адом. Муза больше напоминает не утонченную вдохновительницу с лирой в руках, а коварного демона-искусителя. Естественно, ничего хорошего художнику ждать от нее не приходится. Обратимся вновь к статье «О современном состоянии русского символизма». В ней Блок упоминает о Лермонтове, самовольно «бросившемся под пистолет», о безумии Врубеля, о Гоголе, «который сжег себя самого», о гибели Комиссаржевской. Трагедии, произошедшие с людьми гениальными, в контексте рассматриваемого стихотворения кажутся происками той самой Музы.
«Страшный мир» – это победа декадентского мироощущения, что нашло отражение и в анализируемом тексте. Здесь есть и тема смерти («не погиб я, но лик твой заметил…»), и имморализм, который лирическому герою передается от Музы:
И была роковая отрада
В попираньи заветных святынь…