Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Фёдор Тютчев

«Восток белел. Ладья катилась…» Ф. Тютчев

* * *

Восток белел. Ладья катилась,
Ветрило весело звучало, –
Как опрокинутое небо,
Под нами море трепетало…

Восток алел. Она молилась,
С чела откинув покрывало, –
Дышала на устах молитва,
Во взорах небо ликовало…

Восток вспылал. Она склонилась,
Блестящая поникла выя, –
И по младенческим ланитам
Струились капли огневые…

1830-е годы.

Анализ стихотворения Тютчева «Восток белел. Ладья катилась…»

Произведение, датированное первой половиной 1830-х гг., поражает стройностью строфического рисунка: синтаксическое сходство четверостиший доведено до максимума. Лексическая анафора «восток», начинающая каждый из трех катренов, соседствует с еще одним художественным приемом – градацией. Стилистическая фигура представлена рядом «белел» – «алел» – «вспылал». На комплекс глаголов возложено несколько функций: он передает ход времени и связанные с ним трансформации природной зарисовки, а также фиксирует нарастающую эмоциональность и намекает на иносказательный смысл сюжета.

В первом четверостишии указаны пространственно-временные ориентиры, в рамках которых разворачивается лирическая ситуация: «ладья», мирно плывущая по морским волнам ранним утром. В лаконичной пейзажной зарисовке, а далее – в описании портрета героини, задействована архаическая и книжная лексика, придающая стихотворению возвышенно-романтическое звучание.

Яркое сравнение моря с «опрокинутым небом» разворачивает антитезу по вертикали, одновременно отсылая к мысли о глубинном единстве противоречий. Обе идеи мировоззренческой доктрины Тютчева находят многообразное выражение в его поэтическом мире. Постоянная перекличка верхнего и нижнего планов изображения порождает иносказательный контекст, допускающий вариативные трактовки философского смысла стихотворения.

От обозначения «мы», мимолетно промелькнувшего в зачине, поэт переходит к «ней» – юной героине, центральной фигуре в образной структуре художественного текста. Горячая молитва, религиозный восторг и слезы, обозначенные метафорой «капли огневые», – несомненные признаки причастности женского образа к таинствам внешнего мира, недоступным обычным смертным.

Психологические характеристики и особенности портрета позволяют соотнести образ молящейся с девой из произведения «В душном воздуха молчанье…» Обе героини юны и эмоциональны, обладают особой чувствительностью к природным трансформациям. Двух девушек объединяет и состояние души: нарастающая тревога, мучительное ожидание ответа на волнующие проблемы, с которыми столкнула судьба.

Семантика образа ладьи и мотива путешествия по воде, характерных для тютчевской поэтики, отсылает читателя к темам познания сокровенного или погружения в любовную страсть. Неоднозначная трактовка позволяет толковать метафорический план текста по-разному: как живописную иллюстрацию смены утра и дня, выражение самоотречения героини или мучительности любви-страдания, мольбу о прощении и даже как предчувствие ранней смерти.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах