«Когда на то нет божьего согласья…» Ф. Тютчев
* * * Когда на то нет Божьего согласья,
Как ни страдай она, любя, –
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя…Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдалась любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови!Он милосердный, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.
12 января 1865 г.
Анализ стихотворения Тютчева «Когда на то нет божьего согласья…»
Произведение, созданное в начале 1865 г., автор адресовал взрослой дочери. Дарья Федоровна служила при дворе, ей покровительствовала императрица Мария Александровна. За внешним благополучием устроенного быта фрейлины скрывались душевные драмы, о чем косвенно свидетельствуют письма отца к Дарье. Чувство одиночества, мучительная жажда любви, трагическое ощущение невозможности счастья – поэт осознавал, что дочери передались свойства его характера, способные нарушить спокойную жизнь придворной дамы. К отцовскому сочувствию примешивалось собственное горе: поэт тяжело перенес безвременную кончину Елены Денисьевой, произошедшую шестью месяцами ранее.
В центре образной системы тютчевского творения – образ страдающей души. Причиной мучительных переживаний становится любовь, охарактеризованная эпитетами «одна», «заветная», «всецело». Первый из примеров автор использует в качестве анафоры, подчеркивая мощь, всеохватность высокого чувства. Ему полностью подчиняется, покоряется внутренняя жизнь человека.
В тютчевском поэтическом мире любовь неизменно сопряжена с муками, горем, душевными терзаниями. Прогноз, составленный лирический героем, пессимистичен: он решительно развеивает надежды на благополучный исход дисгармоничного состояния в настоящем. Выстрадать счастье невозможно, поскольку его обретение относится к сфере влияния божественных сил. Последняя мысль демонстрирует авторскую убежденность в предопределенности человеческих судеб, управляемых сверхличным началом.
Удел мудрого героя – смирение и покорность. Догадываясь о скрытых от смертных законах жизни, лирический субъект проявляет себя убежденным христианином. Он восславляет милосердного Господа, обращая к нему просьбу о благословении несчастной души. Пусть земного счастья достичь нельзя – можно молить о спасении, умиротворении разрушительных страстей.
Миниатюрные зарисовки, размещенные в последних строках, являются живописными иллюстрациями, которые призваны продемонстрировать могущество и гуманность небесного начала. Они проявляются в образе теплого солнечного луча, описание действий которого отличается масштабностью, грандиозностью. Солнце способно поддержать, обеспечить существование явлений, олицетворяющих земную гармонию. Оно ласково согревает пышный цветок и освещает редкую, безукоризненно чистую жемчужину, укрытую на морском дне.