«Когда природа вся трепещет и сияет…» А. Толстой
* * * Когда природа вся трепещет и сияет,
Когда её цвета ярки и горячи,
Душа бездейственно в пространстве утопает
И в неге врозь её расходятся лучи.
Но в скромный, тихий день, осеннею погодой,
Когда и воздух сер, и тесен кругозор,
Не развлекаюсь я смиренною природой,
И немощен её на жизнь мою напор.
Мой трезвый ум открыт для сильных вдохновений,
Сосредоточен я живу в себе самом,
И сжатая мечта зовёт толпы видений,
Как зажигательным рождая их стеклом.Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,
Иду меж озимей, чернеющей дорогой;
Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,
На пруд и мельницу, на дикий косогор,
На берег ручейка болотисто-отлогий,
И в ближний лес вхожу. Там покрасневший клён,
Ещё зелёный дуб и жёлтые берёзы
Печально на меня свои стряхают слёзы;
Но дале я иду, в мечтанья погружён,
И виснут надо мной полунагие сучья,
А мысли между тем слагаются в созвучья,
Свободные слова теснятся в мерный строй,
И на душе легко, и сладостно, и странно,
И тихо всё кругом, и под моей ногой
Так мягко мокрый лист шумит благоуханный.
1858 г.
Анализ стихотворения А. К. Толстого «Когда природа вся трепещет и сияет…»
Особенности жанра стихотворения «Когда природа…» (пейзажная лирика) позволяют Алексею Константиновичу Толстому, большому русскому поэту, описать скромное очарование родных мест. Основной образ произведения – природа и ее сезонные метаморфозы.
В его рамках поэт рассуждает о природе литературного творчества, истоках и предпосылках поэтического вдохновения. Автор отмечает, что строгая осень является для него более плодотворной порой года, чем роскошное, яркое, полное жизни лето, расслабляющее ум.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «природа трепещет, сияет», «цвета горячи», «душа утопает», «скромный день», «воздух сер», «смиренная природа», «мечта зовет», «березы стряхают слезы», «слова теснятся», «лист шумит», «толпы видений (художественных образов, идей)» – придают тексту силу и выразительность;
- метафоры – «утопает в пространстве (значит расслабляется, теряет способность к действию)», «ум открыт», «рождая стеклом (автор имеет в виду лупу – увеличительное стекло, которым можно зажечь огонь и сквозь которое человек способен увидеть прежде невидимое, открыть для себя нечто новое)», «погружен в мечтанья», сокращающие объем текста без потери смысла;
- инверсию – «расходятся лучи», «тесен кругозор (то есть обзор узок из-за сырого воздуха, рождающего туман)», «не развлекаюсь я», «на жизнь мою», «виснут сучья», «лист благоуханный», формирующую рифму;
- лексику высокого стиля – «нега», «полунагие», придающую торжественность;
- эпитеты – «сжатая мечта (сконцентрированная мысль)», «болотисто-отлогий берег», «свободные слова», «трезвый ум», «дикий (нехоженый, заросший) косогор» – подчеркивают существенные признаки явлений, чувств и предметов;
- сравнение – «зовет, как рождая» – описывает воображение, вызывающее к жизни образы, идеи;
- ряды однородных членов предложения – «кучу скирд, забор, пруд, мельницу, косогор, берег ручейка», «клен, дуб, березы» – подробно описывают сельские картины;
- слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «ручеек» – отражает трогательное отношение автора;
- многосоюзие – «и сладостно, и странно» – отмечает полярные состояния души лирического героя.
Нельзя не отметить сквозящее в стихотворении восторженное приятие родовитым дворянином простого деревенского небогатого уклада. Стихотворение пронизано восхищением природой, неброской, но одухотворяющей красотой осени, и автор предельно точно передает ее неповторимый колорит.