«Младенец» В. Жуковский
(В альбом графини О. П.)В бурю, в легком челноке,
Окруженный тучи мглою,
Плыл младенец по реке,
И несло челнок волною.Буря вкруг него кипит,
Челн ужасно колыхает –
Беззаботно он сидит
И веслом своим играет.Волны плещут на челнок –
Он веселыми глазами
Смотрит, бросив в них цветок,
Как цветок кружит волнами.Челн, ударясь у брегов
Об утесы, развалился,
И на бреге меж цветов
Мореходец очутился.Челн забыт… а гибель, страх?
Их невинность и не знает.
Улыбаясь, на цветах
Мой младенец засыпает.Вот пример! Беспечно в свет!
Пусть гроза, пускай волненье;
Нам погибели здесь нет;
Правит челн наш провиденье.Здесь стезя твоя верна;
Меньше, чем другим, опасна;
Жизнь красой души красна,
А твоя душа прекрасна.
Январь – март 1815 г.
Анализ стихотворения Жуковского «Младенец»
Автор, который успешно справился с высокой миссией наставника цесаревича, выразил точку зрения на воспитательный процесс в ряде теоретических статей. По мнению Жуковского, в основе детского характера лежит комплекс положительных качеств: потребность в любви, кротость и беззлобие, чистота помыслов. Образцовый христианин обязан сохранить эти черты, не изменить им под тяжестью жизненных испытаний. Особенности религиозно-философской концепции, трактующей детские искренность и покорность как образец поведения для взрослых, отразились в произведении, созданном в первые месяцы 1815 г.
Стихотворение посвящено юной графине Ольге Потоцкой. Напутственные интонации объясняются отроческим возрастом адресата: поэт на правах старшего оставляет мудрый совет, который дополнен доброжелательными словами, способными развеять душевную тревогу девочки-подростка. Из текста, предназначенного для публикации, исключена первая строфа альбомного варианта. По всей вероятности, она носит личный характер: лирический герой советует не тратить молодые годы на ложные искания и довериться провидению.
Основное содержание стихотворения занимает развернутая аллегорическая картина. В легком челне, плывущем по бурной реке, оказывается ребенок. Спокойствие маленького путешественника противопоставлено мощному ненастью: вокруг лодки сгустились темные тучи, кипят волны, «ужасно» качая ненадежное суденышко. Не обращая внимание на бурю, дитя занято игрой. Сначала его внимание привлекает весло, потом ребенок находит новую забаву. Он кидает в воду цветок и с весело следит за его кружением в волнах. Шторм разбивает лодку, но юный герой остается невредимым. Он оказывается на берегу, усыпанном цветами, где спокойно засыпает.
Безмятежное настроение персонажа свидетельствует не о мужестве и стойкости, а является следствием неопытности, свойственной его возрасту.
Авторское толкование аллегории представлено в двух последних катренах. Поведение ребенка служит достойным примером для взрослых, которые должны довериться воле божественных сил. Философскую мысль передает метафора, уподобляющая человеческую судьбу челну, находящемуся во власти вечного начала.
Комплимент, звучащий в финале, лишен любезности, присущей жанру мадригала. Он воспринимается в сочетании с афористичным высказыванием, устанавливающим приоритет внутренней красоты – потаенной «красы души», неизменного качества гармоничной личности.