Как писать стихи

«Мотылек мальчику» А. Фет


«Мотылек мальчику» Афанасий Фет

Цветы кивают мне, головки наклоня,
И манит куст душистой веткой;
Зачем же ты один преследуешь меня
Своею шелковою сеткой?

Дитя кудрявое, любимый нежно сын
Неувядающего мая,
Позволь мне жизнию упиться день один,
На солнце радостном играя.

Постой, оно уйдет, и блеск его лучей
Замрет на западе далеком,
И в час таинственный я упаду в ручей,
И унесет меня потоком.

Анализ стихотворения Фета «Мотылек мальчику»

Стихотворение «Мотылёк мальчику» впервые появилось в журнале «Русское слово» в 1860 году. Это произведение, состоящее из трёх четверостиший, написано ямбом. В нечётных строках содержится по шесть стоп, в чётных – на одну стопу меньше. Строки укладываются в схему abab, что соответствует перекрёстному способу рифмования.

Повествование в произведении идёт от первого лица, причём лирическим героем является насекомое – маленький мотылёк. Поэт избрал это крохотное и незначительное, на первый взгляд, существо, чтобы поговорить с читателем о таких важных вещах, как беспечное отношение к природе, скоротечность жизни и даже смерть. Необычно, что адресатом мотылька, размышляющего о столь серьёзных вопросах, является ребёнок. Из этого мы можем сделать вывод, что автор берёт на себя смелость обращаться с этими вопросами к самой широкой аудитории, и юный возраст не кажется ему помехой для такого разговора.

При чтении стихотворения нельзя не обратить внимания на фон, который избирает Афанасий Афанасьевич для обсуждения проблем бытия. С помощью удивительно ярких эпитетов поэт рисует живописные картины тёплого весеннего дня. Все окружающие предметы и явления обретают глубину, цвет и даже запах благодаря таким выражениям, как «душистая ветка», «неувядающий май», «солнце радостное». Даже для тех вещей, которые враждебны лирическому герою, у автора находится пара прелестных фраз («шёлковая сетка», «дитя кудрявое», «любимый сын»). Складывается впечатление, что мотылёк как истинное дитя всепрощающей природы не питает ненависти и страха по отношению к тому, кто из любопытства пытается забрать его свободу.

Это добросердечие прослеживается ещё и в обращении лирического героя к мальчику. Показательно, что в словах, адресованных ребёнку, нет и тени возмущения или негодования. Сама эта фраза, содержащаяся в первой строфе, не заканчивается вопросительным знаком, хотя и имеет такую интонацию. Думается, мотылёк уже знает ответ на свой вопрос, но не может не обращаться к мальчику. Ведь его цель не пристыдить ребёнка, а показать ему, что так легкомысленно относиться к живым существам нельзя. Герой объясняет, что его судьба – радоваться миру всего один день, а потому жестоко омрачать его бессмысленным преследованием. Примечательно, что автор не вкладывает в речь мотылька какие-либо пугающие слова или образы. Даже самый момент смерти передан метафорой «час таинственный», хотя в ранней редакции фигурировал эпитет «страшный час».

Таким образом, это стихотворение становится прекрасным уроком для людей всех возрастов, воспитывающим в читателях заботу к окружающему миру и спокойное отношение к неизбежному.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах