Как писать стихи

«На заре» М. Цветаева

«На заре» Марина Цветаева

Их души неведомым счастьем
Баюкал предутренний гул.
Он с тайным и странным участьем
В их детские сны заглянул.

И, сладким предчувствием ранен
Каких-то безудержных гроз,
Спросил он, и был им так странен
Его непонятный вопрос.

Оне, притаясь, промолчали
И молча порвали звено…
За миг бесконечной печали
Да будет ему прощено!

Анализ стихотворения Цветаевой «На заре»

Вторая книга стихотворений Марины Цветаевой «Волшебный фонарь» (1912 г.) посвящена таким серьёзным темам, как переход от детства к юности, дружба, первые проблемы подростков, первая любовь, вступление во взрослую жизнь. Последнее особенно важно, ведь именно этот процесс во многом определяет дальнейшее существование вчерашних детей, то, как они будут относиться к жизни и к самим себе.

Этому вопросу большое внимание уделено в стихотворении «На заре». Это произведение состоит из трёх строф по четыре четверостишия с перекрёстной рифмой (abab). Оно написано трёхстопным амфибрахием, причём полные три стопы имеются только в нечётных строках; в чётный третья стопа усечена на один слог.

Впервые прочитав стихотворение, не нужно думать, что оно повествует о каких-то наивных сказочных приключениях. Несмотря на то, что текст изобилует затейливыми эпитетами («неведомое счастье», «сладкое предчувствие», «безудержные грозы», «тайное участье», «детские сны»), достойными фантастической повести или волшебной истории, действующие лица и их проблемы вполне реальны.

Обратимся сначала к героям произведения. Ни одного из них автор не называет. Для обозначения персонажей поэтесса использует только местоимения. «Он», «они» – этими однокоренными словами она будто ставит героев в один ряд и вместе с тем противопоставляет их друг другу. Это ясно из поведения героев: «он» имеет власть бродить по свету и заглядывать в сны, заговаривать с их хозяевами и обитателями. «Они» же способны только отвечать.

Мы понимаем, что «они» – всего лишь люди. Более того, это люди, ещё не вступившие во взрослую жизнь, находящиеся, как следует из названия стихотворения, на заре настоящей жизни. Догадаться об этом можно ещё и по выражению «детские сны». При этом не стоит считать героев малышами. Да, их повадки напоминают детские – перед лицом таинственной силы, что ставит перед ними слишком трудные вопросы, они таятся, прячутся от ответа. Однако с недетской решимостью они отвергают то, что он предлагает им, «рвут звено».

Что это за символ, это разорванное звено? Думается, что речь идёт о связи с реальностью. Если представить, что всесильное существо «он» – это бог, а его вопрос – это предложение повзрослеть и стать частью мира, то станет понятно, почему герои отказываются и, по всей видимости, остаются в царстве сна. Окружающий мир страшен и холоден, а если вспомнить время, в которое жила поэтесса, то он покажется ещё и непредсказуемым и жестоким. Неужели кому-то захочется жить в нём? Потому-то персонажи, несмотря на печаль, предпочитают оставаться в собственном мире снов, т. е. творчества, воображения и возвышенных идеалов.

Метки:



Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах