«Не дай мне бог сойти с ума…» А. Пушкин
* * * Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад. Не то, чтоб разумом моим Я дорожил; не то, чтоб с ним Расстаться был не рад: Когда б оставили меня На воле, как бы резво я Пустился в темный лес! Я пел бы в пламенном бреду, Я забывался бы в чаду Нестройных, чудных грез. И я б заслушивался волн, И я глядел бы, счастья полн, В пустые небеса; И силен, волен был бы я, Как вихорь, роющий поля, Ломающий леса. Да вот беда: сойди с ума, И страшен будешь как чума, Как раз тебя запрут, Посадят на цепь дурака И сквозь решетку как зверка Дразнить тебя придут.
Октябрь – ноябрь 1833 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Не дай мне бог сойти с ума…»
Стихотворение «Не дай мне Бог сойти с ума…» до сих пор не имеет точной датировки. Зачастую литературоведами называется промежуток между 1830 и 1835 гг. Исследователи лирики Пушкина упоминают несколько событий, которые могли бы послужить поводом для написания произведения. Рассмотрим только пару ключевых версий. Первая – сильное впечатление на Александра Сергеевича произвел визит к душевнобольному Батюшкову, поэту, которого в юности он считал одним из своих наставников. Вторая – пребывая в Болдине, Пушкин близко познакомился с творчеством английского автора Барри Корнуолла, в течение двадцати лет служившего инспектором дома умалишенных и посвятившего теме сумасшествия множество произведений. В их числе – поэмы «Девушка из Прованса» и «Марциан Колонна».
Рассматриваемый текст можно с определенной долей условности разделить на три части. В первой строфе отражено эмоциональное состояние человека, боящегося сойти с ума. Вероятная потеря рассудка для него – страшнейшее несчастье, хуже, чем скитание в бедности по городам и весям, чем голод. При этом он понимает, что не все относятся к сумасшествию столь же негативно – есть люди, считающие его благом. Далее представлены две стороны душевного расстройства: романтическая и реалистическая. В мире идеальном нездоровый психически человек обладает неограниченной свободой. Его восприятие действительности кардинально отличается от того, как ее воспринимают нормальные люди. Этот конфликт приводит к негативным последствиям. Общество желает отгородиться от безумца. В реальной жизни, а не в идеальном мире сумасшедшие часто оказываются под замком, о чем Пушкин говорит ближе к финалу стихотворения:
…Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.
Последователи романтизма были склонны к восприятию безумия как состояния, близкого к поэтическому вдохновению. Александр Сергеевич в произведении «Не дай мне Бог сойти с ума…» полемизирует с ними. Для сумасшедшего полное единение с природой – естественно. Он не рассматривает его как нечто особенное, удивительное. Поэт растворяется в природе, желая получить вдохновение. Для него это слияние – великая ценность. «Нестройные грезы», во власти которых пребывает безумец, чужды системе. Что касается стихотворца, то он полученные впечатления облекает в определенную форму, подчиняя их выбранным образам, рифмам, ритмам.