Как писать стихи

«Ночью (Дремлет Москва…)» В. Брюсов


«Ночью» Валерий Брюсов

Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,
Грязные крылья по темной почве раскинуты,
Кругло-тяжелые веки безжизненно сдвинуты,
Тянется шея — беззвучная, черная Яуза.

Чуешь себя в африканской пустыне на роздыхе.
Чу! что за шум? не летят ли арабские всадники?
Нет! качая грузными крыльями в воздухе,
То приближаются хищные птицы — стервятники.

Падали запах знаком крылатым разбойникам,
Грозен голос близкого к жизни возмездия.
Встанешь, глядишь… а они все кружат над покойником,
В небе ж тропическом ярко сверкают созвездия.

Анализ стихотворения Брюсова «Ночью»

Стихотворение «Ночью» было написано В. Я. Брюсовым 20 июня 1895 года. Оно вошло в раздел «Будни» сборника «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). В рукописи это произведение носило название «Столица».

«Ночью» состоит из трёх четверостиший. Строки в нём длинные, стихотворный размер – дактиль (иногда встречаются стопы по два слога). Первая строфа имеет кольцевую рифму abba, вторая и третья – перекрёстную. Поэт присутствует в произведении в качестве лирического героя.

Уникальность этого стихотворения заключается в его удивительной таинственной атмосфере и необыкновенных образах, которые в мгновенье ока переносят читателя из одного места в другое. В первой строфе мы оказываемся в Москве. А точнее, перед Москвой, потому что столица предстаёт в образе огромной птицы. Поэт сравнивает раскинувшийся ночной город со спящим страусом. Обширные районы Москвы напоминают ему крылья этого могучего создания, а крупная река Яуза – шею.

Следует обратить внимание на цветовую гамму этого фрагмента. Благодаря эпитетам «по тёмной земле», «чёрная Яуза», а также по упоминанию сна («дремлет Москва», «самка спящего страуса») мы понимаем, что действие происходит ночью. Поэт использует сложное прилагательное «кругло-тяжёлые», которое придаёт строфе мрачности.

Но проходит одно мгновение, и читатель, словно на мощных крыльях переносится в совершенно иной пейзаж. Вместо мертвенной неподвижной Москвы мы видим наполненную яростным движением африканскую пустыню. В воображении рисуются раскалённые жёлтые пески, яркое синее небо, тут и там мелькают тёмные пятна – не то птицы, не то наездники.

Изменяется сам стиль повествования. Автор из наблюдателя становится действующим лицом. Это он остановился, чтобы сделать привал, и теперь в напряжённом молчании озирает окрестности, полные опасностей. В тексте встречаем риторические вопросы, восклицания, которые усиливают динамизм.

Главным образом этого фрагмента опять является птица. Но на этот раз это не ленивый гигант-страус, а безжалостные падальщики – стервятники. Автор подробно описывает их поведение и вид, используя такие эффектные эпитеты, как «грузные крылья», «хищные птицы», «крылатые разбойники».

Но и им, по мнению поэта, воздастся за их жестокость. Автор обещает им божественное наказание, прибегая к аллитерации для большего устрашения: «Грозен голос гудящего с неба возмездия…»

Думается, что в этом стихотворении нашли отражение предчувствия поэта в отношении судьбы его родины. Не зря его взгляд в начале произведения был устремлён на старую российскую столицу. Возможно, под стервятниками он имел в виду набиравшие силу революционные и террористические группировки, угрожавшие спокойствию жителей страны. Однако последний образ – мирно сияющие в небе звёзды – всё же сулит надежду на счастливое будущее.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах