«Опасение» М. Лермонтов
Страшись любви: она пройдет,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьет,
Ничто воскреснуть не поможет.Краса, любимая тобой,
Тебе отдаст, положим, руку…
Года мелькнут… Летун седой
Укажет вечную разлуку…И беден, жалок будешь ты,
Глядящий с кресел иль подушки
На безобразные черты
Твоей докучливой старушки,Коль мысли о былых летах
В твой ум закра́дутся порою,
И вспомнишь, как на сих щеках
Играло жизнью молодою…Без друга лучше дни влачить
И к смерти радостней клониться,
Чем два удара выносить
И сердцем о двоих крушиться!..
Анализ стихотворения Лермонтова «Опасение»
Лермонтовская трактовка любовной темы насыщена трагическими интонациями. Искренний и пылкий лирический герой сталкивается с непониманием, бездушием, предательством. Отчаявшись и исстрадавшись, он провозглашает: «Счастья без обмана нет», – и пытается отказаться от прекрасного, но рокового мучительного чувства. В «Опасении», созданном в 1830 г., тема отречения от любви приобретает оригинальное звучание.
Форма «Опасения» представляет собой монолог-обращение к лирическому «ты». Судя по тематике произведения, воображаемый собеседник или слушатель – молодой человек, ровесник героя. Первым звучит броское предупреждение: «Страшись любви». Начальная строфа объясняет причины, почему стоит избегать романтического чувства: любовь краткосрочна, порождает напрасные мечты, крушение которых оборачивается тоской и душевным опустошением.
Чтобы показать тщетность и нелепость любовных надежд, автор моделирует сатирическую картину будущего, которое ждет лирического объекта. Центральные четверостишия посвящены деталям жизни пожилой семейной пары. Изображение создается при помощи группы лексики с коннотациями немощи, нездоровья, увядания: «беден», «жалок», «безобразные черты», «докучливой старушки». С этой лексикой соседствуют примеры традиционной романтической интонации: «краса», «вечная разлука», «мысли о былых летах», «играло жизнью молодою». Комический эффект достигается путем гротеска, сплетения воедино юности и старости, цветения и увядания. На стилистическом уровне авторская ирония поддерживается фразами фамильярно-бытового характера: «отдаст, положим, руку».
В финальном катрене звучит обобщающий вывод, который одновременно служит решением проблемы. Лирический герой предлагает «влачить жизнь» в одиночестве, без любви. Такой вариант имеет преимущества: человек испытывает меньше беспокойств и страха перед неизбежной смертью.
В «Опасении» объектом обличения становится не любовь, а беспочвенные юношеские надежды. За авторским сарказмом кроется трагический подтекст: лирический герой, который осознает невозможность счастья, смиряется с одиночеством – и в настоящем, и в будущем.
Избрав в качестве объекта сатиры интимно-лирическую тему, поэт создает комический эффект при помощи комплекса характерных для лермонтовской поэтики приемов. Среди них – сарказм и ирония, гротеск и стилевое расслоение текста, элементы обличительной речи – инвективы.