«Париж» В. Маяковский
(Разговорчики с эйфелевой башней)Обшаркан мильоном ног.
Исшелестен тыщей шин.
Я борозжу Париж –
до жути одинок,
до жути ни лица,
до жути ни души.
Вокруг меня –
авто фантастят танец,
вокруг меня –
из зверорыбьих морд –
еще с Людовиков
свистит вода, фонтанясь.
Я выхожу
на Place de la Concorde1.
Я жду,
пока,
подняв резную главку,
домовьей слежкою умаяна,
ко мне,
к большевику,
на явку
выходит Эйфелева из тумана.
– Т-ш-ш-ш,
башня,
тише шлепайте! –
увидят! –
луна – гильотинная жуть.
Я вот что скажу
(пришипился в шепоте,
ей
в радиоухо
шепчу,
жужжу):
– Я разагитировал вещи и здания.
Мы –
только согласия вашего ждем.
Башня –
хотите возглавить восстание?
Башня –
мы
вас выбираем вождем!
Не вам –
образцу машинного гения –
здесь
таять от аполлинеровских вирш.
Для вас
не место – место гниения –
Париж проституток,
поэтов,
бирж.
Метро согласились,
метро со мною –
они
из своих облицованных нутр
публику выплюют –
кровью смоют
со стен
плакаты духов и пудр,
Они убедились –
не ими литься
вагонам богатых.
Они не рабы!
Они убедились –
им
более к лицам
наши афиши,
плакаты борьбы.
Башня –
улиц не бойтесь!
Если
метро не выпустит уличный грунт –
грунт
исполосуют рельсы.
Я подымаю рельсовый бунт.
Боитесь?
Трактиры заступятся стаями?
Боитесь?
На помощь придет Рив-гош2.
Не бойтесь!
Я уговорился с мостами.
Вплавь
реку
переплыть
не легко ж!
Мосты,
распалясь от движения злого,
подымутся враз с парижских боков.
Мосты забунтуют.
По первому зову –
прохожих ссыпят на камень быков.
Все вещи вздыбятся.
Вещам невмоготу.
Пройдет
пятнадцать лет
иль двадцать,
обдрябнет сталь,
и сами
вещи
тут
пойдут
Монмартрами на ночи продаваться.
Идемте, башня!
К нам!
Вы –
там,
у нас,
нужней!
Идемте к нам!
В блестеньи стали,
в дымах –
мы встретим вас.
Мы встретим вас нежней,
чем первые любимые любимых.
Идем в Москву!
У нас
в Москве
простор.
Вы
– каждой! –
будете по улице иметь.
Мы
будем холить вас:
раз сто
за день
до солнц расчистим вашу сталь и медь.
Пусть
город ваш,
Париж франтих и дур,
Париж бульварных ротозеев,
кончается один, в сплошной складбищась Лувр,
в старье лесов Булонских и музеев.
Вперед!
Шагни четверкой мощных лап,
прибитых чертежами Эйфеля,
чтоб в нашем небе твой израдиило лоб,
чтоб наши звезды пред тобою сдрейфили!
Решайтесь, башня, –
нынче же вставайте все,
разворотив Париж с верхушки и до низу!
Идемте!
К нам!
К нам, в СССР!
Идемте к нам –
я
вам достану визу!
1923
1 Площадь Согласия (франц.).
2 Левый берег (франц.).
Анализ стихотворения Маяковского «Париж»
Стихотворение «Париж» написано в 1923 году. Поначалу угодный властям поэт-трибун был ими обласкан и свободно ездил за рубеж: стихотворение является квинтэссенцией его впечатлений от посещения Парижа. Оно ярко отражает главенствующую в советском обществе парадигму неизбежности мировой революции: произведение носит отпечаток пламенной личности автора и имеет явный характер агитационной листовки, что никак не умаляет его оригинальности и точности содержащихся в нем формулировок.
Стихотворение содержит такие выразительные средства:
- беспрецедентное количество авторских неологизмов – «обшаркан», «исшелестен», «борозжу», «фантастят (исполняют фантастический ) танец», «зверорыбьи», «фонтанясь», «домовья (относящаяся к домам)», «умаяна (утомлена)», «пришипился (зашипел)», «разагитировал (сагитировал, убедил, привлек на свою сторону)», «нутра (недра)», «выплюют (выплюнут)», «ссыпят», «одрябнет (станет дряблым, утратит упругость)», «блестенье (блеск)», «складбищась (уподобившись кладбищу)», «израдиило (покрыло сетью радиоантенн)», при помощи которых автор успешно производит впечатление на читателя;
- удивительные метафоры – «обшаркан миллионом ног», «пойдут Монмартрами (район Парижа)», «борозжу Париж», «плакаты духов и пудр», «камень быков (мостовых опор)», «до солнц (блеска) расчистим», «шагни четверкой лап», которые позволяют сократить объем текста, сохранив ключевые понятия;
- анафору – «до жути одинок, до жути ни лица, до жути ни души»: она подчеркивает чувства, охватывающие лирического героя;
- элементы просторечия – «сдрейфили»;
- устаревшую лексику – «нынче»;
- олицетворения – «вода свистит», «Эйфелева выходит», «башня, хотите возглавить, не бойтесь», «метро согласились», «литься вагонам», «трактиры заступятся», «Рив-гош (парфюмерная сеть) придет», «мосты забунтуют», «вещи вздыбятся», которые делают предметы полноценными персонажами произведения;
- инверсию – «свистит вода», «от движения злого», «одрябнет сталь»;
- эллипсис – «свистит с (времен) Людовиков», «умаяна слежкой, выходит Эйфелева (башня)»;
- эпитеты – «резная главка (верхушка)», «домовья слежка», «гильотинная жуть», «машинный гений», «аполлинеровские вирши», «облицованные нутра», «рельсовый бунт», «злое движение», «бульварные ротозеи», «мощные лапы» – дающие исчерпывающие характеристики предметов и явлений;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «пришипился в шепоте, шепчу, жужжу», «т-ш-ш-ш, башня, тише шлепайте» – она, создавая дополнительный звуковой ряд, позволяет удерживать внимание читателя;
- ряды однородных членов предложения – «пришипился, шепчу, жужжу», «проститутки, поэты, биржи»;
- стыки – «…не место – место гниения», «не выпустит грунт – грунт исполосуют» – подчеркивающие важные понятия;
- антонимы – «верхушка – низ»;
- лексический повтор – «К нам! К нам…! Идемте к нам…» – который используется для усиления убедительности речи.
Обилие риторических вопросов и восклицаний отражает значимость темы для автора. Поэт подходит к описанию Парижа чисто с классовых позиций – ему нет дела до городских красот. И, надо признать, ряд его оценок не лишен рационального зерна.
Несмотря на то, что центральным образом является Эйфелева башня – символ Парижа, В. В. Маяковский очеловечивает и город в целом, и отдельные элементы городской инфраструктуры, делает их союзниками, соратниками в революционной борьбе.