«По улице моей который год…» Б. Ахмадулина
* * * По улице моей который год
звучат шаги – мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и – мудрая – я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.И вот тогда – из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
1959 г.
Анализ стихотворения Ахмадулиной «По улице моей который год…»
Тема одиночества часто звучит в лирике русских поэтов. Одним из самых пронзительных и одновременно нежных произведений, раскрывающих это состояние, является «По улице моей который год…» Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937 – 2010).
Это стихотворение написано в 1959 году, поэтессе было всего 22 года. Юношеская наивность в нём смешивается со спокойной мудростью:
По улице моей который год
звучат шаги – мои друзья уходят.
Так начинает повествование Белла Ахатовна. В этих строках нет горечи, обиды, гнева. Есть только тихая грусть. Слова звучат так, словно автор стремится передать не свои эмоции, а окружающие звуки. Поэтому так часто встречаются повторяющиеся слоги «год», «ход», которые напоминают глухой стук удаляющихся шагов.
Автор даже пытается оправдать этих людей. Как незримый призрак она проникает в дома друзей:
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья…
Она подмечает, что жизнь этих людей изменилась, на смену развлечениям юности пришла рутина и взрослые заботы. Не изменяются только декорации. Автор упоминает картину Дега, где изображены балерины в голубых платьях. Это очень показательный образ – он напоминает о птицах, об утраченной юности и свободе.
Поэтесса действительно не осуждает друзей. Объясняя их поступки «таинственной страстью к предательству», она готова их понять. Автор называет отвернувшихся от неё людей беззащитными, в то время как сама бесстрашно предстаёт перед грозной силой – одиночеством: «О одиночество, как твой характер крут!»
Автор одушевляет одиночество, придавая ему вид могущественного божества. Как в молитве, поэтесса обращается к этой силе:
Так призови меня и награди!
Даруй мне тишь твоих библиотек…
Рисуя образ одиночества, автор использует аналогии: неумолимость сравнивает с «циркулем железным», тоску – со «стужей голубою», ощущение брошенности среди толпы – с прогулкой по густому лесу.
Интересно сочетание архаичной лексики с современным русским языком в стихотворениях Беллы Ахмадулиной. В этом стихотворении присутствуют устаревшие витиеватые выражения, например, «туманит очи», «не внемля увереньям», «твой баловень». Но они не звучат высокопарно, а наоборот, придают строкам изящество и строгость.
Лирическую героиню стихотворения можно охарактеризовать как сильную и уверенную личность. Она смиренно-снисходительна к друзьям, и спокойно принимает одиночество. Несмотря на то, что это состояние болезненно, она встречает его лицом к лицу и готова принять его. Оно делает героиню мудрее, поэтому она прощает неверных людей.
Автор: Белла Ахмадулина