«Поэт (Он, сам себя сравнивший с конским глазом…)» А. Ахматова
Он, сам себя сравнивший с конским глазом,
Косится, смотрит, видит, узнает,
И вот уже расплавленным алмазом
Сияют лужи, изнывает лед.В лиловой мгле покоятся задворки,
Платформы, бревна, листья, облака.
Свист паровоза, хруст арбузной корки,
В душистой лайке робкая рука.Звенит, гремит, скрежещет, бьет прибоем
И вдруг притихнет, – это значит, он
Пугливо пробирается по хвоям,
Чтоб не спугнуть пространства чуткий сон.И это значит, он считает зерна
В пустых колосьях, это значит, он
К плите дарьяльской, проклятой и черной,
Опять пришел с каких-то похорон.И снова жжет московская истома,
Звенит вдали смертельный бубенец –
Кто заблудился в двух шагах от дома,
Где снег по пояс и всему конец?..За то, что дым сравнил с Лаокооном,
Кладбищенский воспел чертополох,
За то, что мир наполнил новым звоном
В пространстве новом отраженных строф, –Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.
19 января 1936 г.
Анализ стихотворения Ахматовой «Поэт»
Произведение, созданное в 1936 г., посвящено современнику и собрату по творческому цеху – Борису Пастернаку. Примечательно, что в стихотворном тексте нет обращений к лирическому адресату. Отстраненная позиция субъекта речи вызвана сложной и нетривиальной задачей, которую поставила перед собой поэтесса: смоделировать художественное пространство другого автора посредством приемов, характерных для его стилистики.
Замысел обусловил особенности текста, насыщенного цитатами и реминисценциями из пастернаковского наследия раннего периода. Произведение открывается сравнением «с конским глазом» – образом, упомянутым в стихотворении Пастернака «Мне в сумерки ты все – пансионеркою…» Поэт действительно уподобляет своего героя, мятущегося в любовной горячке, глазу лошади. Метафора «влажные алмазы», одна из выразительных деталей картины весеннего дождя, преображается Ахматовой в иносказательную конструкцию «расплавленным алмазом». В каждой строке сконцентрированы аллюзии на стихотворные тексты лирического адресата, зачастую отсылающие сразу к нескольким источникам.
Приподнятым удивленно-радостным интонациям «Поэта» соответствует динамичный, энергичный стиль. Лирический герой перечисляет детали городского пейзажа, словно нанизывает бусы: два ряда однородных сказуемых обрамляют дополнения, выраженные существительными.
В третьем четверостишии нагнетание звуковых доминант с семантикой звона, грома и скрежета неожиданно обрывается безмолвием. Подобная перемена обусловлена поворотом лирической ситуации: адресат вслушивается в тишину, боясь потревожить «чуткий сон» окружающего пространства. Стремление к точной и тщательной фиксации акустических примет внешнего мира характерно для художественной манеры обоих авторов.
Начиная с четвертого катрена в произведении развивается танатологическая тема. Упоминание о безвременной гибели Лермонтова, мотивы блуждания в метели, образ «кладбищенского чертополоха» – эти и другие детали вносят трагические ноты в позитивную мелодику первой части.
Финальный эпизод представляет формулу пастернаковского творчества, выведенную лирическим «я». Детскость, способность видеть мир восхитительным, свежим и ярким – определяющая черта поэтического мировоззрения адресата. Еще одним важным качеством становится щедрость, и здесь убеждения двух талантов совпадают: они оба следуют благородному ахматовскому девизу «расточать, а не копить».
Автор: Анна Ахматова