«Последнее слово» М. Цветаева
Л. А. Т.О, будь печальна, будь прекрасна,
Храни в душе осенний сад!
Пусть будет светел твой закат,
Ты над зарей была не властна.Такой как ты нельзя обидеть:
Суровый звук – порвется нить!
Не нам судить, не нам винить…
Нельзя за тайну ненавидеть.В стране несбывшихся гаданий
Живешь одна, от всех вдали.
За счастье жалкое земли
Ты не отдашь своих страданий.Ведь нашей жизни вся отрада
К бокалу прошлого прильнуть.
Не знаем мы, где верный путь,
И не судить, а плакать надо.
Сборник «Вечерний альбом» (1910). Раздел «Только тени».
Анализ стихотворения Цветаевой «Последнее слово»
Строки «Последнего слова» Марины Ивановны Цветаевой напоминают эпитафию. Красноречивое название, глаголы в прошедшем времени, а также намёки на увядание указывают если не на потерю человека, к которому обращено это произведение, то явно на прощание с ним. Сама поэтесса снабдила стихотворение пометкой «Л. А. Т.», имея в виду Лидию Александровну Тамбурер. Что же связывало эту женщину с Мариной Ивановной, если последняя посвятила ей такие строки?
Сначала охарактеризуем структуру произведения. Количество строф в нём – 4, стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Интересна организация строк в строфе – во всех четверостишиях рифма кольцевая, словно бы зацикливающая смысл слов на самом себе. В произведении широко используются метафоры. Как было сказано выше, для старения выбран образ зари. Ностальгия изображается с помощью образа «прильнуть к бокалу прошлого», а тонкость души передана образом рвущейся нити.
Благодаря мемуарам самой поэтессы и её современников, мы можем узнать, что Лидия Александровна многое сделала для Цветаевых. Эта женщина была личным зубным врачом семейства, причём вызвалась работать не за деньги, а за возможность пользоваться библиотечными фондами Румянцевского музея, директором которого служил И. В. Цветаев. Встретившись с дочерьми Ивана Владимировича, Лидия Тамбурер окружила их искренней заботой. Кроме того, именно она познакомила их с первым в их жизни настоящим поэтом, Эллисом.
Мы знаем, что поэтесса была очень привязана к Тамбурер. Она ласково называла подругу, хотя та и была старше девушки более чем на 20 лет, «Драконночкой». Современники отзывались о Л. Тамбурер, как о даме со странностями. Анастасия Цветаева тоже писала, что всё в жизни Лидии Александровны «было нереально»: необычная для женщины начала XX века профессия, странная судьба… Возможно, поэтому в стихотворении «Последнее слово» можно встретить такие загадочные фразы, как «нельзя за тайну ненавидеть…», «в стране несбывшихся гаданий живёшь одна…».
Однако изучая воспоминания поэтессы и её современников, мы можем немного приоткрыть завесу этой тайны. Дело в том, что между Эллисом, Лидией Тамбурер и Мариной Цветаевой были неоднозначные отношения. Поэтесса писала в своих мемуарах, что однажды между ними произошла некрасивая ситуация: когда они втроём возвращались откуда-то ночью, Эллис, в которого, по всей видимости, была влюблена четырнадцатилетняя Цветаева, отправился провожать её подругу. А на предложение той проводить Марину Ивановну лишь отмахнулся. «Вот её провожатый – луна!» – воскликнул поэт.
Поэтесса не сообщает, затаила ли она обиду на самого грубияна или на не поддержавшую её подругу. Но известно, что с Драконной у Цветаевой было связано ещё немало неприятностей. Марину Ивановну в годы её нужды выставит из дома новый муж Лидии Александровны. Может быть, именно из-за этих и других событий поэтесса и захочет поставить точку в этих сложных отношениях и сказать подруге последнее слово, в котором, однако, не осуждает её, а лишь оплакивает прошлое.