«Приди ко мне» А. Кольцов
Приди ко мне, когда зефир
Колышет рощами лениво,
Когда и луг и степь – весь мир
Оденется в покров сонливый.Приди ко мне, когда луна
Из облак в облака ныряет
Иль с неба чистого она
Так пышно воды озлащает.Приди ко мне, когда весь я
В любовны думы погружаюсь,
Когда, красавица, тебя
Нетерпеливо дожидаюсь.Приди ко мне, когда любовь
Восторги пылкие рождает,
Когда моя младая кровь
Кипит, волнуется, играет.Приди ко мне; вдвойне с тобой
Хочу я жизнью наслаждаться,
Хочу к твоей груди младой
Со всею страстию прижаться…
<1829>
Анализ стихотворения Кольцова «Приди ко мне»
Стихотворение «Приди ко мне» написано в 1829 году. К этому времени поэт имел уже несколько публикаций, пусть и анонимных, и пережил любовную драму, отложившую глубокий отпечаток на все творчество скромного впечатлительного юноши. Невероятно, но двадцатилетний поэт создал произведение, настолько удивительное по красоте слога и силе чувства.
Несмотря на внутренний накал страстей и обилие в тексте глаголов, повествование ровное, спокойное, как описываемый в стихотворении тихий летний вечер. Стихотворение не содержит ни одного лишнего слова, между тем богатство выразительных средств, которые использует молодой поэт, поразительно. Здесь:
- лексический повтор «Приди ко мне, когда…», оформляющий страстное желание влюбленного человека – это трогающий душу рефрен всего стихотворения;
- инверсия – «покров сонливый», «колышет рощами лениво», «весь я», «с неба чистого», «к твоей груди младой», «восторги пылкие» – используется для выстраивания рифмы;
- многочисленные олицетворения – «зефир (ветер) колышет», «мир оденется», «луна ныряет», «любовь рождает» – помогают автору «оживить» одинокий летний вечер в ожидании свидания;
- эпитеты – «сонливый покров (и одновременно катахреза – сочетание несовместимых по значению слов, образующих смысловое целое)», «любовны думы», «пылкие восторги», «младая кровь» – отлично передают предвкушение волнующей встречи с любимой;
- метафоры – «озлащает (золотит) воды», «в думы погружаюсь» – способствуют созданию образа лунной ночи и описывают внутреннее состояние молодого человека;
- обращение – «красавица» – делает акцент на чувствах к девушке;
- ряд однородных членов предложения – «кипит, волнуется, играет» – отражает состояние пылкого влюбленного, а также представляет собой пример бессоюзия;
- многосоюзие «и луг и степь – весь мир» описывает окружающий мир во всей его полноте;
- синтаксический параллелизм – «хочу… наслаждаться, хочу… прижаться»;
- умолчание – «со всею страстию прижаться…», которое автор скромно оформляет троеточием, предоставляя читателю самому додумать финал любовной сцены.
Нужно понимать, что оборот «вдвойне с тобой» употребляется в значении «вдвоем с тобой». Отметим, что герой планирует долгосрочные отношения – он мечтает «жизнью наслаждаться». Стихотворение о любви – она дышит буквально в каждом его слове, высветляя чистоту помыслов и целомудрие лирического героя, без сомнения, ассоциированного с самим автором.