«Природа (Так вот и вся она, природа…)» Н. Гумилёв
Так вот и вся она, природа,
Которой дух не признает,
Вот луг, где сладкий запах меда
Смешался с запахом болот,Да ветра дикая заплачка,
Как отдаленный вой волков,
Да над сосной курчавой скачка
Каких-то пегих облаков.Я вижу тени и обличья,
Я вижу, гневом обуян,
Лишь скудное многоразличье
Творцом просыпанных семян.Земля, к чему шутить со мною:
Одежды нищенские сбрось
И стань, как ты и есть, звездою,
Огнем пронизанной насквозь!
1917 г.
Анализ стихотворения
В сборнике «Костер» автор, который внес в русскую литературу экзотические ноты яркого африканского колорита, обращается к скромному пейзажу родного края. Последний неотделим от философских раздумий поэта о постижении мира и места человека в нем.
Первые два катрена произведения, созданного в 1917 г., посвящены изображению среднерусской природы. Лирический герой начинает описание с необычного обонятельного образа, который сочетает в себе медовый «сладкий запах» с неприятной примесью болотной гнили. Затем следуют звуковые приметы пейзажа – песня-«заплачка» ветра и волчий вой. Завершает картину визуальный образ невыразительных «пегих» облаков, стремительно проносящихся над «сосной курчавой». Лирического субъекта Гумилева, искушенного игрой красок «колдовской» Абиссинии, не могут очаровать скромные детали русской природы. На этот факт указывает начальное двустишие, а лексемы «скачка» и «каких-то», размещенные в конце первой части, укрепляют скучающие пренебрежительные интонации героя.
Раздражение лирического «я» растет, и в третьем катрене появляется прямое указание на эмоции – «гневом обуян». Чем порождено возмущение? Герой убежден, что природа скрывает от него истинный облик, пытаясь заслонить богатый смысл «скудными», нарочито непривлекательными «тенями и обличьями».
Финальное четверостишие содержит призыв к земле. Невыразительная бедная природа, которой противится «дух» героя, таит в себе сокровенные тайны, связанные с огневой и звездной сущностями. Сбросив обманчивые «нищенские одежды», земля сможет явить себя настоящей, в подлинном богатстве красок и смыслов.
Моделируя результаты чудесного преображения, поэт прибегает к возвышенным образам звезды и огня, знаковым для его лирической системы. В художественном пространстве «Природы» огненная звезда символизирует небесное начало, связанное с идеями возрождения и философских исканий героя-романтика.
Мотив скрытого смысла родного пейзажа появляется в стихотворении «Детство», которое написано годом ранее «Природы». Лирический герой-ребенок расценивает двойственный характер земных образов как захватывающую игру, подобную пряткам. Мальчик, подружившийся с «мать-и-мачехой» и «лопухом», надеется самостоятельно проникнуть в тайны, спрятанные за «дальними небесами». В отличие от своего взрослого двойника ребенок искренне привязан к родным лугам и перелескам.
Автор: Николай Гумилёв