«Природа» Д. Кедрин
Что делать? Присяду на камень,
Послушаю иволги плач.
Брожу у забитых досками,
Жильцами покинутых дач.Еще не промчалось и года,
Как смолкли шаги их вдали.
Но, кажется, рада природа,
Что люди отсюда ушли.Соседи в ночи незаметно
Заборы снесли па дрова,
На гладких площадках крокетных
Растет, зеленея, трава.Забывши хозяев недавних,
Весь дом одряхлел и заглох,
На стенах, на крышах, на ставнях
Уже пробивается мох.Да зеленью, вьющейся дико,
К порогу забившей пути,
Повсюду бушует клубника,
Что встарь не хотела расти.И если, бывало, в скворечнях
Скворцы приживались с трудом,
То нынче от зябликов вешних
В саду настоящий содом!Тут, кажется, с нашего века
Прошли одичанья века…
Как быстро следы человека
Стирает природы рука!
28 июня 1942 г.
Анализ стихотворения Кедрина «Природа»
Стихотворение «Природа» написано в 1942 году. В этот период Д. Б. Кедрин, которому было отказано в призыве на военную службу, не поехал в эвакуацию. Он работает в Москве, активно занимается переводами, а живет в Подмосковье и имеет возможность бродить по окрестным лесам и заброшенным дачным поселкам. Видимо, одна из прогулок навеяла идею стихотворения.
Поэт не говорит о войне прямо, но читателю понятно, что именно она согнала людей с насиженных мест, заставила покинуть обжитые дома и плоды многолетних трудов – ухоженные сады и огороды, спортивные площадки.
В произведении автор использует такие выразительные средства:
- риторический вопрос – «Что делать?» – констатирует неизбежность происходящих перемен и бессилие лирического героя в сложившихся обстоятельствах;
- олицетворения – «иволги плач» – она как будто оплакивает уход людей, «смолкли шаги», «рада природа», «дом одряхлел и заглох», «стирает природы рука», «зелень, забившая пути» – позволяют очеловечить предметы и явления, сделать их полноценными персонажами произведения;
- инверсию – «иволги плач», «смолкли шаги», «рада природа», «пробивается мох», «бушует клубника», «от зябликов вешних», «прошли века», «площадках крокетных», «хозяев недавних» – она подчеркивает чувство безысходности;
- ряд однородных членов предложения – «на стенах, на крышах, на ставнях» – отчетливо передает атмосферу грусти и запустения;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «в саду … содом» – напоминает причудливую игру слов и фиксирует внимание читателя;
- риторические восклицания – вопросы «…от зябликов вешних … содом!», «Как быстро следы … стирает рука!» – отражают авторские эмоции, его преклонение перед мощью природных сил;
- эпитеты – «вешние (прилетевшие совсем недавно, весной) зяблики» – отсылают читателя к светлым весенним дням;
- умолчание – «прошли одичанья века…» – автор как будто не решается сказать о том, хрупки, недолговечны плоды человеческого труда;
- метафоры – «природы рука», «века одичанья».
Нужно отметить, что слово «содом» употребляется в «значении шум, суматоха». Ирония судьбы, как отмечает автор, состоит в том, что предоставленная сама себе живая природа намного продуктивнее «культурной» деятельности человека: она быстро заполняет оставленное им место. Произведение пронизано грустью и ощущением внутренней пустоты – ведь некоторые хозяева дач не вернутся сюда никогда.
Автор: Дмитрий Кедрин