«Прощай!» М. Горький
Прощай! Душа – тоской полна. Я вновь, как прежде, одинок, И снова жизнь моя темна, Прощай, мой ясный огонек!.. Прощай! Прощай! Я поднял паруса, Стою печально у руля, И резвых чаек голоса Да белой пены полосы – Все, чем прощается земля Со мной… Прощай! Даль моря мне грозит бедой, И червь тоски мне душу гложет, И грозно воет вал седой… Но – море всей своей водой Тебя из сердца смыть не может!.. Прощай!
1905 г.
(Вариант 1895 г)Прощай! Я поднял паруса И встал со вздохом у руля, И резвых чаек голоса Да белой пены полоса – Всё, чем прощается земля Со мной… Прощай! Мне даль пути грозит бедой, И червь тоски мне сердце гложет, И машет гривой вал седой… Но – море всей своей водой Тебя из сердца смыть не может!.. О, нет!.. Прощай! Не замедляй последний час, Который я с тобой вдвоём Переживал уже не раз! Нет, больше он не сблизит нас, Напрасно мы чего-то ждём… Прощай! Зачем тебя я одевал Роскошной мантией мечты? Любя тебя, – я сознавал, Что я себе красиво лгал И что мечта моя – не ты! Зачем? Прощай! Любовь – всегда немного ложь, И правда вечно в ссоре с ней; Любви достойных долго ждешь, А их всё нет… И создаешь Из мяса в тряпках – нежных фей… Прощай! Прощай! Я поднял паруса И встал со вздохом у руля, И резвых чаек голоса Да белой пены полоса – Всё, чем прощается земля Со мной… Прощай!
1895 г.
Анализ стихотворения Горького «Прощай!»
Судьба стихотворения Максима Горького «Прощай!» очень интересна. Впервые произведение было напечатано в 1895 году в «Самарской газете». К стихотворению не было подписи, поэтому для подтверждения авторства пришлось впоследствии обращаться к личным архивам семьи Пешковых. Сам Максим Горький очень строго судил свои поэтические эксперименты, поэтому нарочно скрывал, что произведение принадлежит ему.
Вторая версия «Прощай!» вышла уже в 1905 году. В нее вошли две переработанных строфы из первого издания. Само стихотворение сократилось с шести строф до трех. Автор исключил из произведения строфы, в которых раскрывались такие чувства, как разочарование и горечь. В поздней версии лирический герой испытывает только грусть и тоску из-за того, что ему приходится покидать возлюбленную.
Такое изменение сюжета можно объяснить тем, что переживания, о которых говорит автор, являются слишком личными. В стихотворении лирический герой, а за него говорит сам автор, сначала рассказывает о тоске и неизгладимом следе, оставленном любовью. Но затем он признается в том, что это чувство было ложью. В стихотворении можно встретить такие самообличительные строки:
Что я себе красиво лгал
И что мечта моя – не ты!
Любви достойных долго ждешь,
А их всё нет… И создаешь
Из мяса в тряпках – нежных фей.
Читателю останется неизвестно, чем вызваны чувства, отразившиеся в столь жестоком сравнении. Возможно, автор испытывал боль от разрыва или предательства, что повлекло выпад в сторону той, что заставила страдать. По прошествии десяти лет рана затянулась, но след остался. Поэтому в новой версии стихотворения только о нем и сказано, причем теперь от него веет не разочарованием, а легкой ностальгией.
Герой обоих произведений одинаково тверд в своем решении уйти. Для усиления настроения автор использует приемы анафора и эпифора. Некоторые строфы и начинаются, и завершаются словом «Прощай!».
Интересна и композиция произведений. В первом случае имеется шесть строф-лимериков (содержат по пять строк). Каждая строфа укладывается в схему abaab. Стихотворение образует кольцо – подводя итог, автор повторяет в финале первую строфу.
Вариант стихотворения 1905 года состоит из трех строф, причем лимерика с указанной формой только два – вторая и третья строфы. Первая же представляет собой четверостишие вида abab.
Таким образом, на примере этого стихотворения читатель может увидеть эволюцию Максима Горького как поэта.
Автор: Максим Горький