Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Константин Бальмонт

«Русалка (Если можешь, пойми. Если хочешь, возьми…)» К. Бальмонт

Если можешь, пойми. Если хочешь, возьми.
Ты один мне понравился между людьми.
До тебя я была холодна и бледна.
Я с глубокого, тихого, темного дна.

Нет, помедли. Сейчас загорится для нас
Молодая Луна. Вот, ты видишь? Зажглась!
Дышит мрак голубой. Ну, целуй же! Ты мой?
Здесь. И здесь. Так. И здесь… Ах, как сладко с тобой!

Сборник «Будем как Солнце» (1903). Раздел «Зачарованный грот».

Анализ стихотворения Бальмонта «Русалка»

Стихотворение «Русалка» ярко отражает моду на мистику, охватившую литературное творческое сообщество России начала XX века. Его центральный образ является обобщенным символом вселенского искушения.

Миниатюрное произведение буквально переполняют средства художественной выразительности, это:

  • синтаксический параллелизм – «Если можешь, пойми», «Если хочешь, возьми», который используется автором для закрепления читательского внимания – каждое предложение становится своеобразным смысловым «якорем»;
  • эллипсис – «Я – (появилась) с глубокого … дна» – используется не только для соблюдения стихотворного размера: думается, размера поэт намеренно опускает глагол, чтобы подчеркнуть необъяснимый, магический характер явления русалки;
  • ряд однородных членов предложения – «глубокого, тихого, темного», призванный создать атмосферу таинственности, усыпить бдительность лирического героя, убаюкать его внимание;
  • инверсия – «загорится луна», «дышит мрак голубой» – призвана создать смысловой акцент на последнем слове каждого словосочетания;
  • олицетворения – «молодая луна загорится», «мрак дышит» – делают природные явления свидетелями свершающегося таинства;
  • эпитеты – «молодая луна», «тихое, темное дно», «голубой мрак» – создают уютную, романтическую обстановку, благоприятствующую любовному свиданию;
  • умолчание – «И здесь…» – заставляет читателя домысливать обстоятельства встречи, полной любовной неги;
  • риторические вопросы – «…ты видишь?», «Ты мой?» – которыми сказочная героиня «приковывает» внимание своего визави, не дает ему отвлечься и ускользнуть от ее чар;
  • риторические восклицания – «Зажглась!», « …целуй же!», «…как сладко !…» – отражает эмоциональный накал монолога;
  • парцелляция (намеренное членение предложения) – «Здесь. И здесь. Так. И здесь…», которая используется, чтобы подчеркнуть спонтанный характер речи;
  • многосоюзие – «И здесь. И здесь»;
  • лексический повтор – «Здесь. … здесь. … здесь…» – также отражает неподготовленность, прерывистый характер речи охваченной страстью героини.

Поэт старается максимально приблизить образ потусторонней силы к читателю и лирическому герою, замаскировать ее опасность, очеловечить. Отсюда и частотность междометий – «ну», «ах», «нет», и частотность личных местоимений, и частотность неполных предложений, смысл которых неясен вне контекста речи – «Если хочешь, возьми», «Вот – ты видишь?», «Зажглась!», «Ты мой?» – придающая речи характер разговорной.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах