Как писать стихи

«Сад» М. Цветаева


«Сад» Марина Цветаева

За этот ад,
За этот бред,
Пошли мне сад
На старость лет.

На старость лет,
На старость бед:
Рабочих — лет,
Горбатых — лет…

На старость лет
Собачьих — клад:
Горячих лет —
Прохладный сад…

Для беглеца
Мне сад пошли:
Без ни-лица,
Без ни-души!

Сад: ни шажка!
Сад: ни глазка!
Сад: ни смешка!
Сад: ни свистка!

Без ни-ушка
Мне сад пошли:
Без ни-душка!
Без ни-души!

Скажи: довольно муки — на
Сад — одинокий, как сама.
(Но около и Сам не стань!)
— Сад, одинокий, как ты Сам.

Такой мне сад на старость лет…
— Тот сад? А может быть — тот свет? —
На старость лет моих пошли —
На отпущение души.

Анализ стихотворения Цветаевой «Сад»

Известно, что 17 лет своей жизни (с 1922 г. по 1939 г.) Марина Ивановна Цветаева провела в эмиграции. Сначала поэтесса с дочерью жила в Чехии, затем выехала во Францию. Нельзя назвать существование Цветаевых в Париже счастливым безбедным временем. Из-за некой незаконной деятельности Сергея Эфрона, мужа поэтессы, вокруг семьи складывается напряжённая атмосфера. К тому же работы самой Марины Ивановны не обретают особого успеха в эмигрантской среде, её почти не печатают. Материальное положение семьи становится тяжёлым. Сильна была и тоска поэтессы по родине.

Все эти проблемы накладывают отпечаток на состояние Цветаевой. В её произведениях этого периода звучат меланхолические ноты, полные страдания и усталости. Ярким примером стихотворения, в котором отразились мрачные мысли Марины Ивановны, является «Сад».

Это произведение было создано 1 февраля 1934 года. Состоит из восьми четверостиший, большинство из которых написано двухстопным ямбом. Отличаются пятое четверостишие (по-видимому, размером здесь является спондей) и два последних, для которых использован четырёхстопный ямб. Рифма в первой, третьей, четвёртой и шестой строфах перекрёстная (abab), в остальных – парная (aabb). В качестве лирической героини выступает сама поэтесса, говорящая от первого лица.

Стихотворение напоминает эмоциональную молитву. О том, что это монолог, обращённый к богу, свидетельствуют обращения, используемые автором. Тот, к кому она взывает, назван «Сам», уважительно с заглавной буквы. Кроме того, героиня говорит ему «ты», что указывает на православную традицию обращения к Всевышнему. Также мы можем обратить внимание на слово «ад», которое тоже относится к христианским представлениям о мироустройстве. Если же обратиться к фрагментам, не вошедшим в конечный вариант стиха, то там мы обнаружим прямое обращение «На старость лет моих пошли, Бог, – и на молодость души».

Итак, лирическая героиня просит у бога в награду за свои страдания волшебный сад. В тексте используется множество повторов, усиливающих пафос повествования. Например, чтобы показать, как сильно она нуждается в этом райском уголке покоя, поэтесса применяет анафору:
Сад: ни шажка!
Сад: ни глазка!

Чтобы подчеркнуть, как непредсказуемой и тяжёлой была её жизнь, автор использует метафоры: «горячих лет», «горбатых лет», «рабочих лет», «собачьих лет» (здесь также присутствуют эпифоры). Наконец, не устаёт Марина Ивановна повторять слово «старость», хотя на момент создания стихотворения ей было всего 42 года.

Должно быть, поэтесса и сама понимала, что отдых для её измученной души, тем более в такое смутное время, ей недоступен. Потому-то в тексте мы видим язвительное «Тот сад? А может быть – тот свет?». Это говорит не бог, к которому обращалась героиня, а она сама себе. Но всё же мы чувствуем в последних строках надежду на желанного рая.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах