«Среди долины ровныя…» А. Мерзляков
* * * Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветёт, растёт высокий дуб
В могучей красоте.Высокий дуб развесистый
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!Взойдёт ли красно солнышко –
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка –
Кто будет защищать?Ни сосенки кудрявыя,
Ни ивки близь него;
Ни кустики зеленые
Не вьются вкруг него.Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!Есть много сребра, золота –
Кого им подарить?
Есть много славы, почестей –
Но с кем их разделить?Встречаюсь ли с знакомыми –
Поклон, да был таков;
Встречаюсь ли с пригожими –
Поклон да пара слов.Одних я сам пугаюся,
Другой бежит меня.
Все други, все приятели
До чёрного лишь дня!Где ж сердцем отдохнуть могу,
Когда гроза взойдёт?
Друг нежный спит в сырой земле,
На помощь не придёт!Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне;
Не ластится любезная
Подруженька ко мне!Не плачется от радости
Старик, глядя на нас;
Не вьются вкруг малюточки,
Тихохонько резвясь!Возьмите же всё золото,
Все почести назад;
Мне родину, мне милую,
Мне милой дайте взгляд!
<1810>
Анализ стихотворения А. Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя…»
Стихотворение «Среди долины ровныя…» написано в 1810 году и давно стало популярной народной песней, украшающей репертуар многих современных певцов. Произведение, написанное в жанре любовной лирики, посвящено ученице А. Ф. Мерзлякова Анисье Вельяминовой-Зерновой, к которой автор испытывал нежные чувства. Отраженные в стихотворении глубоко личные переживания стали причиной того, что оно долго не публиковалось. Но очень скоро после публикации стихи были «отчуждены» от автора, а песня стала считаться народной.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «цветет, растет дуб», «ударит погодушка»;
- сравнение – «один, как рекрут (в контексте речи – как солдат на посту)»;
- лексические повторы – «один у всех в глазах (то есть на виду); один, один…», «горько, горько молодцу», «мне родину, мне милую, мне … дайте» – создают акцент на личности героя и его чувствах;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «бедняжечка», «солнышко», «погодушка», «сосенки», «подруженька», «малюточки»;
- риторические восклицания – «…как рекрут на часах!», «Ах, горько вести!», «Все приятели до черного дня!», «Друг на помощь не придет!», «Не ластится … подруженька!..»;
- риторические вопросы – «… кого принять?», «кто будет защищать?», «кого подарить?», «с кем разделить?» – на самом деле являются горькой констатацией жизненной неустроенности лирического героя;
- эпитет – «красно солнышко»;
- олицетворения – «кудрявые сосенки», «погодушка ударит», «одинокое дерево»;
- многосоюзие – «ни сосенки, ни ивки, ни кустики», «ни роду, ни племени» – повторяющиеся частицы ни усиливают отрицание, а заодно и охватившее героя чувство безысходности и уныния;
- фразеологизмы – «был таков», то есть скрылся, исчез, сделав что-нибудь, «черный день» – очень трудное время жизни;
- синонимы – «други, приятели»;
- метафору – «отдохнуть сердцем»;
- синекдоху – «дайте взгляд».
Примечательно, что Алексей Федорович ассоциирует родину с любимой женщиной, ставит их один ряд. В рамках стихотворения лирический герой не только жалуется на судьбу, но и воспевает красоту родной природы, ее приволье и благолепие.
Произведение при всей своей условности представляет довольно мрачное прочтение действительности. Чувство одиночества окрашивает в темные тона все стороны жизни лирического героя. Стихотворение настолько точно отражает русский дух, вековечную тоску и сознание неизбывности горя, что выдающийся драматург А. Н. Островский увековечил произведение, вложив его в уста одного из героев пьесы «Гроза».
Автор: Алексей Мерзляков