«Столица на Неве» Г. Иванов
Георгию АдамовичуО, заповедная столица,
Гранитный город над Невой,
Какие сны, какие лица
Являет желтый сумрак твой!Холодным ветром с моря тянет, –
Вдыхаю жадно я его.
В рассветный час томит и ранит
Твоих видений волшебство.О, кровь и пот! В крови и поте
Невы твердыня зачата,
Чтоб явью грозною о флоте
Петрова вспыхнула мечта.А после – бироновы цепи,
Доносов ложных черный сон,
Сиянье и великолепье
Екатерининских времен…Испытаннее дряхлых библий
Глядит опаловая твердь.
Под нею декабристы гибли,
Монархи принимали смерть; –И все затем, чтоб в полной славе
Сияла веще ты, когда,
Подобно шквалу или лаве,
На Русь низринется орда.Я помню: конные гиганты
Летели в сумрак огневой
Зари. И шли манифестанты –
Поток единый и живой.Как жарко пламенели груди,
На лицах всех – одна печать:
До смерти будут эти люди
Свою Отчизну защищать.И мне казалось: вновь вернулась
Пора петровской старины,
Стихия грозная проснулась
Самозащиты и войны.Да, снова потом, снова кровью
Должны служить до смерти ей
Все обрученные любовью
Железной Родине моей!
Анализ стихотворения Г. Иванова «Столица на Неве»
Стихотворение дало название небольшому поэтическому сборнику Г. Иванова. В нем выразительно и с большой любовью подается образ северной столицы как символ имперской силы и народного единства.
Произведение содержит огромное количество средств художественной выразительности:
- междометия «о», выражают восхищение, благоговение лирического героя подвигами предков, заложивших основы российской государственности;
- эпитеты – «заповедная (то есть загадочная, непостижимая) столица», «грозная явь», «опаловая (молочно-белого цвета – отсылка к белым ночам с их неопределенным, неверным освещением) твердь», «черный сон», «огневой сумрак», «грозная стихия», «железная (строгая, спаянная верностью ее сынов) Родина»;
- инверсию – «являет сумрак твой», «видений волшебство», «вспыхнула мечта», «доносов ложных сон», «сияла ты», «будут люди защищать»;
- олицетворения – «сумрак являет», «волшебство ранит, томит», «твердыня зачата», «мечта вспыхнула», «сиянье времен», «глядит твердь», придающие образность;
- лексические повторы – «какие сны, какие лица», «снова кровью, снова потом»;
- риторические восклицания – «Какие сны являет сумрак….!», «Должны служить все…!», придающие экспрессию;
- метафоры – «вдыхаю ветер», «обрученные любовью», «сон доносов (искажение реальности подлыми наветами)», «сумрак зари», «стихия войны»;
- лексику высокого стиля – «твердыня (сильно укрепленная, неприступная крепость)», «низринется (в контексте речи – набросится)»;
- устаревшую лексику – «твердь» в значении небесный свод;
- обращение «заповедная столица» выделяет объект речи, центральный образ произведения;
- сравнение «вспыхнула явью» с чертами метафоры: реальность (явь) настолько славная и яркая, что ассоциируется автором со светом;
- антонимы – «мечта – явь»;
- оформленное троеточием умолчание – «великолепье времен…» – создает акцент на противопоставлении двух периодов правления;
- синонимы – «гибли, принимали смерть»;
- катахрезу – «веще (провидчески) сияла», сочетание несовместимых по значению слов подразумевает сияние славы, провозвещающее блестящие перспективы российского могущества;
- перифразы – «твердыня (неприступная крепость) Невы», «бироновы цепи» – методы правления Бирона, «конные гиганты» – вознесенные на вершину почета герои-защитники Отечества, военная элита России;
- гиперболу – «гиганты летели» – то есть скакали во весь опор;
- эллипсис – «на лицах всех – (лежит) печать».
Поэт напоминает о волне патриотизма и энтузиазме, с которыми было связано свержение самодержавия. В ту пору красные банты (от которых пламенели груди) надели даже члены царской фамилии.
В рамках стихотворения автор окидывает мысленным взором историю Санкт-Петербурга, неразрывно связанную с историей родной страны, включающую и постыдные, и славные страницы, периоды свершений и безвременья.
Автор: Георгий Иванов