«Весенний дождь» В. Брюсов
Над простором позлащенным
Пестрых нив и дальних рощ
Шумом робким и смущенным
Застучал весенний дождь.Ветер гнет струи в изгибы,
Словно стебли камыша,
В небе мечутся, как рыбы,
Птицы, к пристани спеша.Солнце смотрит и смеется,
Гребни травок золотя…
Что ж нам, людям, остается
В мире, зыбком как дитя!С солнцем смотрим, с небом плачем,
С ветром лугом шелестим…
Что мы знаем? что мы значим?
Мы – цветы! мы – миг! мы – дым!Над простором позлащенным
Пестрых нив и дальних рощ
Шумом робким и смущенным
Прошумел весенний дождь.
13 июня 1908 г.
Сборник «Все напевы», раздел «Элегии и буколики: В поле».
Анализ стихотворения Брюсова «Весенний дождь»
Стихотворение «Весенний дождь» было создано В. Я. Брюсовым 13 июня 1908 года. Оно входит в раздел «В полях» сборника «Все напевы». Произведение представляет собой оригинальный образец пейзажной лирики не без традиционных для Валерия Яковлевича символичных образов и размышлений.
Стихотворение состоит из пяти четверостиший с перекрёстной рифмой. Последняя строфа является повторением (с небольшой разницей: «застучал» заменено на «прошумел») первой. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей.
В произведении поэт выступает как наблюдатель и рассказчик. Именно его глазами мы видим дивные картины родной природы. Автор применяет выразительные эпитеты, чтобы передать красоту пейзажа: «пёстрых нив», «над простором позлащённым». Легко вызвать в памяти звуки быстрого нежного весеннего дождика, когда встречаешь в тексте эпитет «шумом робким и смущённым», которым Валерий Яковлевич характеризует это явление.
Чтобы придать живости строкам, поэт использует сравнения. Неживые субстанции, например, дождевая вода или целый мир, приобретают новые черты, когда автор сопоставляет их с растениями или даже людьми («мир, как дитя»):
Ветер струи гнёт в изгибы,
Словно стебли камыша…
Следует обратить внимание на другую эффектную пару образов. Во второй строфе поэт сравнивает птиц с рыбами. Действительно, вереница птиц в небе, затянутом пеленой дождя, напоминает стайки рыб, снующих в толще воды. Этот параллелизм наталкивает на мысль о том, что в природе все вещи равноценны и одинаково важны.
Тема воды на этом не завершается. В третьем четверостишии мы можем обнаружить интересный образ – солнце золотит гребни травок. В голове сразу всплывает выражение «гребень волны», но здесь слово «гребень» применено по отношению к растениям. За этим алогизмом скрыт намёк на то, что часто луга или засеянные поля напоминают море. И когда ветер колышет травы, их колебания бывают весьма похожи на бурные волны.
Природа предстаёт теперь как нечто переменчивое. Весенний дождь меняет очертания вещей, заставляя одни явления и предметы походить на другие. Вот почему автор восклицает
Что ж нам, людям, остаётся
В мире зыбком, как дитя!
Само человеческое существование поэт ставит под сомнение, задавая риторические вопросы: «Что мы знаем? Что мы значим?»
Здесь мы можем заметить эффектный повтор, который усиливает экспрессию автора.
Автор пытается объяснить, что же такое люди, предлагая различные определения, которые сводятся к скоротечности нашей жизни: «Мы – миг! Мы – дым!»
Наверное, поэтому стихотворение заканчивается тем, с чего началось. Дождь быстро закончился, и скоро исчезнут, испарившись, капли воды, что он принёс. Точно так же, как не остается следа от стремительной человеческой жизни, которая для величественной вековечной природы тоже является кратким мгновением.