«К ней» В. Жуковский
Имя где для тебя?
Не сильно смертных искусство
Выразить прелесть твою!Лиры нет для тебя!
Что песни? Отзыв неверный
Поздней молвы о тебе!Если б сердце могло быть
Им слышно, каждое чувство
Было бы гимном тебе!Прелесть жизни твоей,
Сей образ чистый, священный, –
В сердце – как тайну ношу.Я могу лишь любить,
Сказать же, как ты любима,
Может лишь вечность одна!
<1811>
Анализ стихотворения Жуковского «К ней»
Большая часть поэтического наследия Жуковского связана с трагической любовью автора к Марии Протасовой. Долгая взаимная привязанность столкнулась с чередой отказов, которые исходили от непреклонной матери невесты. «Протасовский цикл», рожденный возвышенным чувством, впервые в русской литературе декларирует близость психологических портретов поэта и лирического героя. Образ любимой – прекрасной, нежной, искренней – вызывает восхищение не внешней красотой, образованностью или общественным положением, а гармонией внутреннего мира.
Стихотворение, созданное в 1811 г., было найдено в архиве Протасовой после ее безвременной кончины. Поэтический текст считается вольным переводом из немецких источников, однако осталось неизвестным, какое именно произведение взял за основу Жуковский.
Форма обращения, которую избирает автор, оправдывает появление лирического «ты» – прелестного, «чистого» и «священного». Главными темами «К ней» становятся восхищение героиней и констатация всепоглощающей увлеченности лирического «я» высоким чувством. Женский образ здесь не просто возвышен, он обожествлен. «Любовь-молитва» – такое определение точнее всего характеризует отношение героя к избраннице.
Возможности художественного слова и музыки признаются несовершенными и недостаточными: «смертных искусство» не в состоянии выразить «прелесть твою». Общество привыкло облекать чувства в земные слова и звуки, за которыми теряется мощь настоящей любви. Образ лирического «ты» сравнивается с тайной, навсегда спрятанной в глубине души.
Финал гимна завершает характеристику бессмертного чувства: любовь как вневременная категория подвластна только «вечности одной». Герой, сердце которого переполнено нежностью и благоговением, является лишь носителем, не способным передать возвышенные движения души. Конфликт земного и небесного начал, эпицентром которого стала душа героя, придает финалу драматическое звучание.
Идейному содержанию соответствуют особенности стиля произведения. Энергичные, но неторопливые и торжественные интонации, белый стих, короткая строфа – все художественные приемы подчеркивают силу и щемящую искренность поэтических строк.
Культ Прекрасной дамы, контуры которого определил Жуковский, пережил «реинкарнацию» на рубеже XIX–XX вв., воплотившись в образе неземной загадочной героини лирики Блока.