«Вижу сон. Дорога чёрная…» С. Есенин
* * * Вижу сон. Дорога чёрная.
Белый конь. Стопа упорная.
И на этом на коне
Едет милая ко мне.
Едет, едет милая,
Только нелюбимая.Эх, берёза русская!
Путь-дорога узкая.
Эту милую, как сон,
Лишь для той, в кого влюблён,
Удержи ты ветками,
Как руками меткими.Светит месяц. Синь и сонь.
Хорошо копытит конь.
Свет такой таинственный,
Словно для единственной –
Той, в которой тот же свет
И которой в мире нет.Хулиган я, хулиган.
От стихов дурак и пьян.
Но и все ж за эту прыть,
Чтобы сердцем не остыть,
За березовую Русь
С нелюбимой помирюсь.
2 июля 1925 г.
Анализ стихотворения Есенина «Вижу сон. Дорога чёрная…»
По воспоминаниям Софьи Толстой, последней супруги поэта, произведение появилось в июльскую ночь 1925 г. Диссонансы земной любви, служащие главной темой художественного текста, сближают его с другими творениями позднего периода. Есенинский герой порой безжалостен к своим подругам: одну обвиняет в неискренности «лукавой страсти», другую презирает, в открытую сообщая о своих чувствах. Сквозь пелену негативных эмоций пробиваются нечастые упоминания о светлой мечте. Субъект речи грезит об идеальной возлюбленной. Ее черты слабо отражены в лицах нелюбимых спутниц и напоминают «отзвук» или «тень». Красота воображаемой избранницы величава и даже холодна, но способна взволновать душу «до дна». Притягательная сила ее прелести сродни чарам волшебницы.
«Вижу сон…» представляет еще одну вариацию противоречивого любовного переживания. Участниками ситуации являются лирический герой и два женских образа: «нелюбимая» и единственная, существующая как мечта, таинственно сияющая в ночи.
Начальная строка указывает на условность художественного пространства, порожденного сном героя. Черно-белые акценты воображаемого пейзажа не типичны для обычно богатой есенинской палитры. Подобная лаконичность, даже скупость колористики приводит некоторых литературоведов к выводу об апокалипсических мотивах стихотворения: нелюбимую связывают с образом смерти, спешащей к лирическому «я».
В тексте сильно фольклорно-песенное начало, которое поддерживается традиционным «танцевальным» размером – четырехстопным хореем. Действуя по законам сказки или лирической песни, герой молит березу, призывая ее в чудесные помощницы.
Третье шестистишие изменяет стремления лирического субъекта. Мысль о переменах приходит во время наблюдения за красивым, ровным и уверенным шагом коня, пересекающего спокойное, освещенное загадочным лунным светом пространство. Еще одним фактором, стимулирующим пересмотр жизненных ориентиров, служит трагическое осознание невозможности личного счастья: идеальная возлюбленная – лишь плод воображения.
Финальный эпизод демонстрирует итоги размышлений: герой, поэт и хулиган, готов принять действительность. Он намеревается примириться с нелюбимой или с неизбежностью смерти, если принять во внимание танатологическую трактовку образа всадницы. На смену недосягаемому женскому идеалу приходит патриотический образ, благодаря которому стала возможной духовная трансформация.