«Всё отлетают сны земные…» А. Блок
* * * Так – разошлись в часы рассвета.
А. Б.Всё отлетают сны земные,
Всё ближе чуждые страны.
Страны холодные, немые,
И без любви, и без весны.Там – далеко, открыв зеницы,
Виденья близких и родных
Проходят в новые темницы
И равнодушно смотрят в них.Там – матерь сына не узнает,
Потухнут страстные сердца…
Там безнадежно угасает
Мое скитанье – без конца…И вдруг, в преддверьи заточенья,
Послышу дальние шаги…
Ты – одиноко – в отдаленьи,
Сомкнешь последние круги…
4 мая 1901 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга первая» (1898–1904). Цикл «Стихи о прекрасной даме» (1901–1902).
Анализ стихотворения А. А. Блока «Все отлетают сны земные…»
Стихотворение написано в мае 1901 года. Оно является частью большого цикла «Стихи о Прекрасной Даме», увидевшего свет три года спустя, и навеяно неровными отношениями с любимой девушкой. Ее растущее равнодушие пылкое воображение поэта неожиданно и талантливо трансформирует в «страны холодные».
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- анафорические повторы – «Все отлетают… , все ближе…», «и без любви, и без весны» – позволяют сконцентрировать внимание читателя на ключевых фразах;
- инверсию – «сны земные», «страны холодные», «потухнут сердца», создающую интонационный акцент на заключительном слове каждого словосочетания;
- олицетворения – «сны отлетают», «немые страны», «виденья смотрят», «сердца потухнут», «скитанье угасает (подходит к завершению)» – создают зримые картины, облегчающие восприятие непростого текста;
- лексику высокого стиля – «матерь», «преддверие», «скитание», придающую изложению столь любимые автором патетические ноты;
- архаизмы – «зеницы», «темница» – также придающие торжественность;
- метафору – «сомкнешь круги», придающую тесту образность, создающую чувство долгожданной завершенности действия;
- контекстуальные синонимы – «близкие, родные», «чуждые, холодные, немые», «угасает, потухает» – они позволяют избежать повторов и украшают текст;
- эпитет – «страстные (в значении беспокойные, горячие) сердца»;
- однородные члены предложения – «проходят, смотрят», «холодные, немые», которые исчерпывающе описывают действия и явления;
- умолчания – «скитанье – без конца…», «потухнут … сердца…», «послышу … шаги…» – позволяют автору создать интригу, заставляют читателя домысливать недосказанное.
Эпиграф является цитатой из собственного стихотворения поэта – «Сегодня в ночь одной тропою…» – с той же тематикой.
Произведение пронизывает мотив трагической разобщенности. Равнодушный взгляд бесплотных видений является отсылкой к «неузнаванию» близкими людьми друг друга при встрече в загробном мире: в этом мире виденья умерших близких людей бесстрастно смотрят на родных и словно не видят их.
Отчаяние отсекает лирического героя от всего земного – радостей жизни, любви и весны, обрекает на вечные скитания, поиски утраченного рая. Однако в последней строфе автор дает надежду на освобождение из плена небытия и равнодушия – ею становится звук шагов любимой.