«Запевка» И. Северянин
О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…О России петь – что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
1925 г.
Анализ стихотворения И. В. Северянина «Запевка»
Стихотворение «Запевка» написано поэтом в 1925 году в эмиграции. К тому времени Игорь Васильевич уже оценил то, что утратил, покинув Родину. В стихотворении он отдает дань России как единственной стране, где мог быть оценен по достоинству его уникальный талант. По существу, это признание в любви к России, признание ее величия и роли в жизни каждого русского человека.
Народно-поэтическое слово «запевка» – это одноголосное начало, зачин песни, которое исполняет один человек. После запевки предполагается вступление хора. Используя фольклорный формат запевки, автор как будто рассчитывает на то, что его слова подхватят другие люди. Восхваляя Россию, поэт косвенно сравнивает ее с самым дорогим, что есть у каждого россиянина – с храмом, любящей матерью, любимой женщиной и самой Любовью, название которой он пишет с заглавной буквы.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- метафору – «полевой ковер»;
- анафору – «О России петь…» – этими словами начинается каждая строфа, троп позволяет придать им особое значение, выделить каждый фрагмент стихотворения;
- перифраз – «петь» – это слово употреблено в значении «прославлять в стихах»;
- однородные члены предложения – «по горам, коврам»;
- синтаксический параллелизм – «что весну встречать, что невесту ждать, что утешить…», «что тоску забыть, что Любовь любить, что бессмертным быть» – позволяет сделать акцент на каждой части;
- аллитерацию – «по лесным горам, полевым коврам» – повторение согласных и однокоренных слов придает тексту особую звуковую выразительность, «любовь любить» – тавтология подчеркивает очевидное – то, что любовь к Родине естественна, как сама любовь, которая и делает человека человеком;
- риторическое восклицание – «… что бессмертным быть!» – торжественно завершает произведение, ставит точку в рассуждении автора;
- религиозную лексику – «храм» – слово высокого стиля иллюстрирует благоговение автора – он ассоциирует Россию с храмом;
- умолчания – «по коврам…», «утешить мать …» – интонационные паузы отмечают моменты духовного взлета авторской мысли, и каждая из них подразумевает высокую оценку сделанных поступков.
Название стихотворения – это отсылка И. В. Северянина к народному творчеству как величайшему богатству нации, неотъемлемой части нашей художественной культуры, совершенному творению многих веков.
Автор: Игорь Северянин