«Жар-птица (То, что люди называли по наивности любовью…)» К. Бальмонт
То, что люди называли по наивности любовью,
То, чего они искали, мир не раз окрасив кровью,
Эту чудную Жар-Птицу я в руках своих держу,
Как поймать ее, я знаю, но другим не расскажу.Что другие, что мне люди! Пусть они идут по краю,
Я за край взглянуть умею и свою бездонность знаю.
То, что в пропастях и безднах, мне известно навсегда,
Мне смеется там блаженство, где другим грозит беда.День мой ярче дня земного, ночь моя не ночь людская,
Мысль моя дрожит безбрежно, в запредельность убегая.
И меня поймут лишь души, что похожи на меня,
Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня!
Сборник «Только любовь» (1903). Раздел «Цветные ткани».
Анализ стихотворения Бальмонта «Жар-птица»
Стихотворение «Жар-Птица» было написано Константином Дмитриевичем Бальмонтов в сложный и противоречивый период в его жизни. Конфликт с властью, произошедший весной 1901 года, вылился в вынужденное путешествие по Европе. С одной стороны, для поэта это было глотком свежего воздуха – в его творчестве появляется много новых образов, почерпнутых из впечатлений от странствий, знакомства с мифологиями и фольклором разных народов. С другой – изгнанный и уязвленный поэт терзаем тоской по родине.
Из смешений этих чувств родились многие стихотворения, в том числе «Жар-Птица». В нем лирический герой Бальмонта, «стихийный поэт», предстает перед читателем в новой ипостаси. Это надменный нарцисс, в одиночку познавший величие, но не желающий разделить его с кем-то еще.
Произведение наполнено чувством беспримерного превосходства над остальными и ошеломительным самолюбованием. «Что другие, что мне люди!» – восклицает лирический герой. Ведь он не такой как эта отвергшая его серая масса. Поэт четко отграничивает себя от остального мира: «И меня поймут лишь души. что похожи на меня», потому что ему открылось некое знание. Сокровище, делиться которым он не желает.
В этом отчасти Поэт похож на героя произведения «Старуха Изергиль» Максима Горького – Данко. В его руках сияющий светоч, «Жар-Птица», предстающая метафорой поэтического дара, таланта как смысла жизни и источника вечного счастья. Но в отличие от Данко, готового пожертвовать собственной жизнью, а не только знанием и силами, герой Бальмонта не спешит гореть на благо человечества.
В этом он приближает к Ларре. Он так же свысока смотрит на внимающих ему людей. Позднее из-под пера Константина Дмитриевича вырвутся стихотворения «Я ненавижу человечество…», «Человечки», «Бедлам наших дней», где он осудит все низкие стороны человеческой натуры. Именно из-за мелочности, жажды недостижимого, готовности пролить кровь за свои эфемерные убеждения и лозунги, Поэт не считает людей достойными делиться с ними своим божественным вдохновением, «Жар-Птицей». Он разочарован и отрешен. «Пусть они идут по краю», – отмахивается герой.
Длинные, но упругие ритмичные строки стихотворения «Жар-Птица» хлещут по слуху читателя. Автор снова и снова бьет по чувствительным точкам, применяя повторы и аллитерации: «То, что люди… То, чего они…», «Люди с волей, люди с кровью…»; «души», «духи», «день», «бездна», «беда». Хотя и встречаются в строках привычные для бальмонтовских стихов слова – «блаженство», «запредельность», все чаще звучат другие – грозные и страшные. Эта новая грань поэзии одновременно и пугает, и завораживает сильными образами.