Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Афанасий Фет

«Какое счастие: и ночь, и мы одни!..» А. Фет

* * *

Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река – как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то… голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!

О, называй меня безумным! Назови
Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею
И в сердце чувствую такой прилив любви,
Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблён; но, мучась и любя –
О слушай! о пойми! – я страсти не скрываю,
И я хочу сказать, что я люблю тебя –
Тебя, одну тебя люблю я и желаю!

1854 г.

Анализ стихотворения Фета «Какое счастие: и ночь, и мы одни!…»

Герой фетовской лирики не ищет ускользающую гармонию за далекими горизонтами. Он уверен: прекрасное, «чудное настоящее», по замечанию Айхенвальда, существует рядом с наблюдателем. Лунное сияние ночи, радостное погожее утро, приятная тень, укрывающая от полуденного зноя, – во всех неброских пейзажных приметах заключен сокровенный смысл и разлиты ощущения блаженства, восхищения, очарования. Космическое чувство погружения в мир необъятной природы в фетовской поэтике парадоксально сливается с земной любовью. По этой причине очи избранницы кажутся таинственными и сравниваются с красотой ясного ночного неба и «юно-нетленных звезд».

Соединение вселенского и интимного начал в едином эмоциональном порыве составляет суть тематики поэтического текста 1854 г. Откровенное восклицание пылкого героя начинает стихотворение, определяя ориентиры художественного пространства: романтическая пара совершает ночную прогулку по речному берегу. Взгляд влюбленного, первоначально устремленный к отражению звезд в воде, скользит вверх, к небесной «глубине и чистоте».

Восторженный возглас, возникающий в зачине, определяет особое настроение, в котором сильное воодушевление сочетается с решимостью, жаждой высказать свои чувства. Острое ощущение полноты бытия порождает мощный, всепоглощающий «прилив любви», ослабляющий доводы разума. Он и является движущей силой лирического сюжета.

Центральный катрен оканчивается приемом возрастающей градации, в которой задействован ряд однородных сказуемых. Стилистическая фигура усиливает экспрессию эмоциональной речи.

В произведении присутствуют элементы диалогичности, которые проявляются не только обилием глаголов в повелительном наклонении. Именуя себя «безумным», лирический субъект словно упреждает реакцию спутницы. Смятение, ирония, даже насмешка – ничто не может помешать желанию влюбленного, вознамерившегося открыть сердечные тайны.

Оригинальная авторская формула, уравнивающая любовь, болезнь и сердечные муки, сопровождает признание лирического «я». Парадоксальное сочетание, приближающее влюбленного к безумцу, типично для фетовской поэтики. Ситуация, изображенная в произведении «Вчера я шел по зале освещенной…», трактуется как эпизод, случившийся после ночного свидания. Воспоминания о романтической встрече и смелых заявлениях организуются мотивом безумия, ключевое значение которого подчеркнуто рефреном.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах