«Памяти матери» Н. Рубцов

«Памяти матери» Николай Рубцов

Вот он и кончился,
                покой!
Взметая снег, завыла вьюга.
Завыли волки за рекой
Во мраке луга.

Сижу среди своих стихов,
Бумаг и хлама.
А где-то есть во мгле снегов
Могила мамы. Там поле, небо и стога, Хочу туда,— о, километры! Меня ведь свалят с ног снега, Сведут с ума ночные ветры! Но я смогу, но я смогу По доброй воле Пробить дорогу сквозь пургу В зверином поле!.. Кто там стучит? Уйдите прочь! Я завтра жду гостей заветных... А может, мама? Может, ночь — Ночные ветры?

Анализ стихотворения Рубцова «Памяти матери»

Для лирики воспитанника детских домов Николая Рубцова актуальны мотивы сиротства и одиночества: автор лишился матери очень рано, еще в дошкольном возрасте. Милый мальчик из стихотворения «Аленький цветок», который наивно и трогательно надеется на чудо, и взрослый лирический герой-путник «Русского огонька» — он один, и случайные встречи не заменяют семейного тепла.

Поэт с трепетом и почтением относится к образу матери и памяти о ней. «Тихая моя родина», «Детство», «Березы» — эти произведения передают боль утраты, которая не оставляет лирического героя, не притупляется чередой прошедших лет.

Мотивы одиночества, разлуки и надежды стали определяющими и для стихотворения «Памяти матери». Картины зимы — снег, вьюга, мрак, ветер, волчий вой — усиливают ощущения душевного дискомфорта. Усугубляет ситуацию замкнутость пространства: лирический герой отделен от внешнего мира не только непогодой, но и собственными занятиями. Характерно, что перечисление «стихи, бумаги и хлам» принижает даже значение поэтического творчества, как будто герой, запертый в доме пургой и стужей, занят пустяками и мелочовкой.

Что же тогда является истинной ценностью, серьезным и достойным делом? Тут же находится ответ — навестить материнскую могилу. С этой мыслью рождаются два знаковых мотива. Первый из них связан с освобождением героя от физической тесноты и душевных терзаний: «поле, небо и стога» сулят простор и успокоение. Второй мотив свидетельствует о мощных препятствиях и значительных усилиях, которые нужны лирическому герою для преодоления враждебного пространства. Среди угроз — непогода и «звериное поле».

Осознавая сложность решения, герой не только намерен выполнить свое желание, но не сомневается в грядущем успехе. Двукратное повторение фразы «я смогу» настраивает на позитив, напоминая приемы современного аутотренинга.

После кульминации наступает время рефлексии. Всплеск воли и решительности прерывается неожиданным звуком, первая реакция на который — раздражение. Оно быстро сменяется сомнениями и верой в чудо, которая никогда не оставляла лирического героя и теперь вышла на первый план. Эмоциональная перемена находит отражение в пунктуационном рисунке произведения: после восклицательных знаков следуют вопросы и многоточия. Финал не разрешает предположений и тревог, но оставляет место и для надежды, несмотря на ее неожиданность и призрачность.

Смотри больше:


Похожие записи:
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева