«Русь бесприютная» С. Есенин

«Русь бесприютная» Сергей Есенин

Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль
В угасшем скандалисте!
Мне вспомнилась
Печальная история —
История об Оливере Твисте.

Мы все по-разному
Судьбой своей оплаканы.

Кто крепость знал,
Кому Сибирь знакома.
Знать, потому теперь
Попы и дьяконы
О здравье молятся
Всех членов Совнаркома.

И потому крестьянин
С водки штофа,
Рассказывая сродникам своим,
Глядит на Маркса,
Как на Саваофа,
Пуская Ленину
В глаза табачный дым.

Ирония судьбы!
Мы все острощены.
Над старым твердо
Вставлен крепкий кол.
Но все ж у нас
Монашеские общины
С «аминем» ставят
Каждый протокол.

И говорят,
Забыв о днях опасных:
«Уж как мы их…
Не в пух, а прямо в прах…
Пятнадцать штук я сам
Зарезал красных,
Да столько ж каждый,
Всякий наш монах».

Россия-мать!
Прости меня,
Прости!
Но эту дикость, подлую и злую,
Я на своем недлительном пути
Не приголублю
И не поцелую.

У них жилища есть,
У них есть хлеб,
Они с молитвами
И благостны и сыты.
Но есть на этой
Горестной земле,
Что всеми добрыми
И злыми позабыты.

Мальчишки лет семи-восьми
Снуют средь штатов без призора.
Бестелыми корявыми костьми
Они нам знак
Тяжелого укора.
Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль в угасшем скандалисте.
Мне вспомнилась
Печальная история —
История об Оливере Твисте.

Я тоже рос,
Несчастный и худой,
Средь жидких,
Тягостных рассветов.
Но если б встали все
Мальчишки чередой,
То были б тысячи
Прекраснейших поэтов.

В них Пушкин,
Лермонтов,
Кольцов,
И наш Некрасов в них,
В них я,
В них даже Троцкий,
Ленин и Бухарин.
Не потому ль мой грустью
Веет стих,
Глядя на их
Невымытые хари.

Я знаю будущее…
Это их…
Их календарь…
И вся земная слава.
Не потому ль
Мой горький, буйный стих
Для всех других —
Как смертная отрава.

Я только им пою,
Ночующим в котлах,
Пою для них,
Кто спит порой в сортире.
О, пусть они
Хотя б прочтут в стихах,
Что есть за них
Обиженные в мире.

Анализ стихотворения Есенина «Русь бесприютная»

Тема странничества, заявленная автором с юношеского стихотворения «Калики», в поздних произведениях существенно изменяется: она замыкается в рамках города, приобретает черты злободневности, сближающие содержание художественных текстов с газетной периодикой. Причиной появления новых тенденций стали пагубные последствия социальных потрясений, среди которых особенное внимание поэта привлекала проблема беспризорности среди детей.

Появление «Папиросников» — первый поэтический отклик Есенина, отражающий авторское понимание неблагоприятного явления. В произведении создается обобщенный портрет современных гаврошей — уличных «странников», включенных в серьезную «злую игру» криминального мира. Рано повзрослевшие внешне, в душе они остались наивными детьми: их умы занимает безнадежная мечта о путешествии за океан.

«Русь бесприютная» создана под впечатлением посещения специального учреждения-распределителя для беспризорных, открытого в Тифлисе. Событие долго оставалось в памяти поэта, который планировал написать прозаическое произведение о судьбе обездоленного ребенка, нашедшего правильный жизненный путь.

Эмоциональный зачин стихотворения построен на стилистических контрастах: здесь соседствуют официальное обращение и интимное признание. Прямая отсылка к классическому образу диккенсовского сироты, жертвы буржуазного общества, могла бы показаться странной строителям социализма.

Основная антитеза стихотворного текста противопоставляет образы сытых обывателей и горемычных скитальцев-мальчишек. Изображая представителей первой группы, субъект речи отталкивается от гиперболизированных образов жестоких монахов-убийц, словно позаимствованных из пропагандистской прессы. Исследователи предлагают более широкое понимание категории сытых, включая в нее всех лицемеров, обеспечивших себе спокойное и комфортное существование.

Образы обездоленных ребят выглядят конкретнее, убедительнее и ярче, чем фигуры благостных персонажей. Чтобы передать остроту своего сострадания и боли, Есенин преображает лирического героя, наделяя его сиротливым детством, озаренным «жидкими» и «тягостными» рассветами. В озлобленных душах малолетних персонажей скрыто прекрасное творческое начало, однако возможность реализации положительных природных задатков ставится под сомнение. Способный узреть будущее, есенинский герой скорбит о горестных судьбах «ночующих в котлах», наполняя свой «буйный» стих ядом «смертной отравы».

Смотри больше:


Похожие записи:
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Горький; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева