Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Афанасий Фет

«Серенада (Тихо вечер догорает…)» А. Фет

Тихо вечер догорает,
     Горы золотя;
Знойный воздух холодает, –
     Спи, мое дитя!

Соловьи давно запели,
     Сумрак возвестя;
Струны робко зазвенели, –
     Спи, мое дитя!

Смотрят ангельские очи,
     Трепетно светя;
Так легко дыханье ночи, –
     Спи, мое дитя!

1844 г.
Из цикла «Мелодии».

Анализ стихотворения Фета «Серенада»

В художественном мире Фета поздний вечер нередко знаменует собой время успокоения и отдыха. Шум и говор «скучного голоса дня» сменяется тишиной и далекими приглушенными звуками. Зажегшиеся звезды предваряют явление «неподвижной», «немой» ночи. В идейную концепцию «вечерней» тематики органично вписывается мотив сна, возникающий в произведениях «Теплым ветром потянуло…» или «Перекресток, где ракитка…»

Разрабатывая тему, Фет прибегает к семантически нагруженному стихотворному метру. Кроме особенностей содержания, «Серенаду» 1844 г. и упомянутые выше фетовские творения объединяет яркая формальная черта – чередование четырех– и трехстопных хореических строк. Этот размер восходит к стихотворению Рельштаба, положенному на музыку Шубертом. Художественный текст, в переводе Огарева озаглавленный «Серенада», получил известность в России как музыкальное произведение. В проникновенной лирической песне звучат слова о возвышенной любви и жажде тайного свидания на фоне прекрасной ночной зарисовки.

Опираясь на литературно-музыкальные традиции, Фет создает оригинальную трактовку «вечерней» темы. Сгущающиеся сумерки, холодеющий воздух и закат, позолотивший вершины гор, – объекты внимания лирического субъекта в начальном эпизоде произведения. На смену визуальным и осязательному образам приходят излюбленные поэтом звуковые ориентиры: в центральной строфе внимание героя переключается на песни соловья, которым вторит неторопливый струнный перебор. Финальное четверостишие начинается с метафоры, уподобляющей звезды «ангельским очам». Художественный троп переводит лирическое повествование в обобщенно-символическую плоскость, завершая стихотворение образом «дыханья ночи». Присутствие божественного начала придает сумрачной атмосфере покой и умиротворение, располагающие земных обитателей к долгожданному отдыху.

Поэтический текст характеризуется высокой степенью синтаксической идентичности каждой из трех строф. Простое предложение в первой строке дополняется деепричастным оборотом. Затем следует еще одна несложная фраза, данная в соотнесении с обращением-рефреном. Последний представляет собой эпифору, традиционную для колыбельного жанра. При помощи риторической фигуры находят выражение мотивы успокоения и материнской любви-заботы, выступающие на первый план в фетовской версии «вечерней песни».



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах