Как писать стихи

«Ты должна!» Ю. Друнина


«Ты должна!» Юлия Друнина

Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна.
Хоть вернёшься едва ли,
Хоть «Не смей!»
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трёх шагах от окопа
Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притворяться
Перед собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадёжно
«Сестрица!»
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит…

Анализ стихотворения Друниной «Ты должна!»

Стихотворение «Ты должна!» было написано Юлией Друниной в 1980 году. Думается, что это произведение-воспоминание, но даже спустя тридцать пять лет после окончания войны оно звучит свежо и вызывает неподдельные эмоции у читателя.

Это стихотворение лучше всего читать вслух. Так его короткие, резкие строчки словно оживают и перемещают самого читающего в удушающую атмосферу роковых дней. Проговаривая слова произведения, легко представить себя на месте военной медсестры, пробирающейся под неумолкающим огнём к раненому, зажав под мышкой потрепанную сумку с бинтами и лекарствами. Умело автор использует аллитерации: стрекочущие хлесткие сочетания согласных «ст», «ск», «тс» («стиснув», «проскочить», «обстрел», «оторваться») живо воссоздают звуки разрывающихся снарядов и свистящих вокруг пуль.

«Ты должна!» — это своеобразный диалог лирической героини и автора, который выступает как совесть, внутренний голос молодой медсестры. Автор обращается лично:
Ты должна.
Хоть вернёшься едва ли…

Присутствие этого внутреннего голоса и краткость, с которой вспыхивают и гаснут строки, придают стихотворению необычайную ясность. Это делает героиню близкой читателю, родной и понятной. Вмиг храбрая военная медсестра превращается в испуганную девчонку, когда в тексте произведения встречаются такие эпитеты как «родной окоп». Вместе с ней он шепчет, ошеломленный:
Даже танки
(Они же из стали!)
В трёх шагах от окопа
Горят.

Живым стихотворение делают и другие звуки. Кроме скрежета горящего металла, взрывов и грохота, постоянно доносятся до читателя человеческие голоса. С одной стороны читатель слышит уверенный окрик командира батальона, требующий остановиться. С другой – пробивается чей-то слабый голос, еле слышный зов о помощи. И вместе с героиней читатель осознаёт, какой из этих звуков сильнее:
Голос совести не заглушить.
Ведь нельзя притворяться
Перед собой…

Несмотря на страх и опасность, героиня спешит вперёд. Здесь слова автора, повторяющиеся раз за разом как заклинание «Ты должна. Ты должна», звучат как подбадривающий импульс, придающий сил девушке.

Хотелось бы сказать, что на войне нет места страху и сомнениям, что надо быть сильной. Что нужно взвешивать свои решения и не рисковать жизнью, внимать голосу опытного командира. Но даже в таких жестоких условиях, как читателю известно из других произведений Юлии Владимировны, необходимо сохранять доброту и отзывчивость к чужой боли. Поэтому-то её героиня рискует своей жизнью, и это делает лирику поэтессы такой душевной, полной надежды.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бодлер; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Пушкин; Рембо; Рождественский; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах