«Ахматова» О. Мандельштам
В пол-оборота, о печаль,
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.Зловещий голос – горький хмель –
Души расковывает недра:
Так – негодующая Федра –
Стояла некогда Рашель.
1914 г.
Анализ стихотворения О. Мандельштама «Ахматова»
Стихотворение «Ахматова» написано в 1914 году и вошло в книгу стихов «Камень». Осип Эмильевич, познакомившийся с поэтессой в 1911 году и считавший это событие одной из главных удач своей жизни, был связан с ней общим литературным и культурным прошлым.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «ложноклассическая шаль», «зловещий голос», «горький хмель», которые ярко характеризуют явления и придают речи особую выразительность;
- инверсию – «окаменела шаль», «стояла Рашель», «души недра», расширяющую возможности создания именных рифм;
- олицетворения – «шаль окаменела», «голос расковывает (то есть раскрывает, делает явными) недра» – придают речи яркость и полнокровность, делают образы зримыми, приближают их к читателю;
- метафору – «недра (глубины) души», то есть тайники, сокровенные, скрываемые мысли, причем подразумевается душа не только поэтессы, но и ее слушателей, почитателей; то есть, по мнению Мандельштама, поэзия Ахматовой трогает, побуждает к откровенности, доверительности.
Для понимания контекста нужно дать некоторые пояснения. Рашель Феликс – знаменитая французская театральная актриса XIX века, возродившая на сцене классическую трагедию. Федра – главная героиня одноименной трагедии французского драматурга Ж. Расина, страдающая и погибающая из-за преступной любви к своему пасынку.
В произведении частоты вставные конструкции, отражающие оценочное суждение лирического героя – «о печаль»; качество, образ, в котором в свое время блистала Рашель – та самая «негодующая Федра»; двойственность поэтического самовыражения Ахматовой как иконы либерализма, которое одновременно и обличает, и маскирует смыслы – «горький хмель».
Ложноклассическая – значит имитирующая, подделывающаяся под классическую. Шаль – деталь множества классических поэтических произведений, символ вечной женственности и закрытости. Говоря об окаменевшей шали, поэт образно подчеркивает пугающую неподвижность укутанной в нее женщины.
Упоминание о шали, характерный взгляд «вполоборота» – отсылка к устоявшимся представлениям о царственности осанки и снисходительной холодности Ахматовой к тем, кто не выказывает поддержки, согласия, ее отрешенности, которую подтвердило случившее позднее немотивированное самоустранение Ахматовой из литературной жизни, трактовавшееся ею как репрессии.
Автор: Осип Мандельштам