«Бушует снежная весна…» А. Блок
* * * Бушует снежная весна.
Я отвожу глаза от книги…
О, страшный час, когда она,
Читая по руке Цуниги,
В глаза Хозе метнула взгляд!
Насмешкой засветились очи,
Блеснул зубов жемчужный ряд,
И я забыл все дни, все ночи,
И сердце захлестнула кровь,
Смывая память об отчизне…
А голос пел: Ценою жизни
Ты мне заплатишь за любовь!
18 марта 1914 г.
А. Блок «Стихотворения. Книга третья» (1907–1916). Цикл «Кармен» (1914).
Анализ стихотворения Блока «Бушует снежная весна…»
Десять произведений, составивших цикл «Кармен», появились за считанные недели, в памятный автору март 1914 г. Приход весны был ознаменован страстным увлечением оперной дивой Любовью Дельмас, выступавшей на сцене в роли ослепительной дерзкой цыганки.
Сложность и многослойность отличают структуру художественного пространства «Кармен». Факты биографии, новелла Мериме, постановка, увиденная автором в Театре музыкальной драмы, – все перечисленные источники отражены в стихотворных текстах цикла. Лирические переживания дополняют пейзажные зарисовки весеннего Петербурга.
С упоминания о переменчивой мартовской погоде начинается анализируемый текст: весенняя пора получает неожиданный эпитет «снежная». Субъект речи увлечен книгой, и в его мыслях возникает сцена, тематически связанная с прочитанным.
Ситуация, изображенная в зачине, способна ввести в заблуждение читателя мнимой простотой. На самом деле мысли лирического «я» заняты не книгой. Предметом, который воображает отвлекшийся от чтения герой, становится не эпизод из повести Мериме, а сцена из театральной постановки. Она получает наименование «страшный час». Этой формулой обозначен роковой момент сюжета, определивший трагическую развязку судьбы персонажей.
Лирический субъект воссоздает в памяти фрагмент оперы. Кармен, с кокетством гадающая драгунскому капитану, беспокоит безразличие сержанта Хозе. Эмоции темпераментной красотки передает насмешливый взгляд. Блок обозначает еще одну ключевую деталь яркой внешности героини – улыбку, открывающую жемчужные зубы.
В следующем эпизоде личность субъекта речи преображается, отождествляясь с фигурой Хозе. Внезапное мощное чувство, покоряющее волю простодушного испанца, изображено при помощи метонимического образа сердца, которое захлестнула кровь. Любовь вытесняет из души остальные переживания. Этот процесс выражен мотивом забвения: влюбленный вычеркнул из своей жизни не только подробности прошлого, но лишился родовой памяти.
Завершает произведение цитата из либретто оперы, неоднократно услышанной автором в театральном сезоне 1913–1914 гг. Подчеркивая важность акустической природы финального фрагмента, Блок добавляет короткое замечание «голос пел», предваряющее цитату. Последняя относится к знаменитой Хабанере Кармен, вступительной арии блистательной, вольнолюбивой и опасной героини.