«Что это было?» Д. Хармс
Я шел зимою вдоль болота
В галошах,
В шляпе
И в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то
На металлических
крючках.Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки,
Присел,
Подпрыгнул
И исчез.И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки:
«Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!»
1940 г.
Анализ стиха Д. Хармса «Что это было?»
Стихотворение-загадка написано в 1940 году и опубликовано в журнале «Чиж». Оно занимательно и смешно, как все детские произведения Д. Хармса. Глазами лирического героя произведение заставляет увидеть привычные вещи с необычной стороны.
Стихотворение начинается с описания лирического героя, в котором угадываются черты самого автора – на нем странные среди зимы шляпа и галоши (приметы городского франта) и очки. Превращения незнакомца то ли на реке, то ли на болоте становятся для малышей своеобразным шифром, волшебством. И в результате странным оказывается не загадочный незнакомец, производящий таинственные манипуляции, а лирический герой, подробно описавший коньки и лыжи. Более того, они оказываются антиподами – энергичный краснощекий спортсмен-любитель и неизвестно как оказавшийся у реки растерянный горожанин.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «пронесся кто-то», которая способствует гармоничной рифмовке строк;
- ряды однородных членов предложения – «галошах, шляпе, очках», «пустился, приделал, присел, подпрыгнул, исчез» – они позволяют подробно описать действия и внешность лирического героя, намеренно переключить на них внимание читателя;
- анафору – «и долго я стоял, и долго думал», которая создает акцент на внутреннем монологе лирического героя, вносит юмористическую нотку – ведь маленькие читатели мгновенно понимают, о чем идет речь;
- слова с уменьшительными суффиксами – «дощечки», «крючки», «речка» – позволяют точнее описать предметы и авторское отношение к ним, делают речь доступнее;
- разговорную лексику – «приделал»;
- эпитеты – «странные дощечки», «непонятные крючки» – создают интригу, делая предметы неузнаваемыми;
- синонимы – «странные, непонятные», «побежал, бегом пустился» – позволяют избежать нежелательных повторов;
- метонимию – «пронесся по реке» – подмена понятий «лед – река» призвана исключить подсказку, отсылку к слову «коньки» в виде слова «лед»;
- многосоюзие – «и … стоял, и … думал…», такой прием позволяет создать смысловой акцент на действиях героя.
Хотя наблюдатель статичен, обилие глаголов наполняет картину действительности действием. Миниатюрное произведение-шарада не только доставляет удовольствие, развлекает ребенка, но и будит его фантазию, развивает образное мышление. Оно заставляет малыша задуматься и самостоятельно отыскать верное решение.
Автор: Даниил Хармс