«Данте» А. Ахматова
Il mio bel San Giovanni
Dante1Он и после смерти не вернулся
В старую Флоренцию свою.
Этот, уходя, не оглянулся,
Этому я эту песнь пою.
Факел, ночь, последнее объятье,
За порогом дикий вопль судьбы.
Он из ада ей послал проклятье
И в раю не мог ее забыть, –
Но босой, в рубахе покаянной,
Со свечой зажженной не прошел
По своей Флоренции желанной,
Вероломной, низкой, долгожданной…
17 августа 1936 г., Разлив.
1 Мой прекрасный святой Иоанн. Данте (итал.).
Анализ стихотворения Ахматовой «Данте»
Образ великого итальянского поэта Данте Алигьери, оказавшего огромное влияние на мировую культуру, занимает важное место в творчестве Ахматовой. В стихотворении «Муза», написанном в 1924 году, упоминается «Ад» – первая часть «Божественной комедии». В последних строках произведения лирическая героиня спрашивает свою Музу, не она ли диктовала Данте «страницы Ада», и получает утвердительный ответ. Здесь важно употребление слова «диктовала». По мнению Анны Андреевны, настоящие стихотворения не сочиняются, а пишутся под диктовку кого-то, незримо стоящего за спиной поэта. Подобные мысли перекликаются с эстетикой Данте. Достаточно вспомнить строки из «Чистилища»:
…Когда любовью я дышу,
То я внимателен; ей только надо
Мне подсказать слова, и я пишу.
В середине августа 1936 года Ахматова написала стихотворение «Данте», основной темой которого стало изгнание. Итальянскому поэту пришлось покинуть родную Флоренцию в начале четырнадцатого столетия. Причиной тому стала его активная политическая деятельность. Из города он был изгнан вместе со своей партией белых гвельфов. У поэта имелась возможность избежать наказания, для чего пришлось бы покаяться, но Данте делать этого не стал. Вернуться назад ему так и не довелось. После ухода из Флоренции жизнь его стала полна скитаний, доподлинно о ее перипетиях мало что известно. Можно точно утверждать, что Данте успел побывать в Вероне, Болонье, Париже. На протяжении достаточно долгого времени он жил в Равенне, где в итоге и скончался от малярии.
В стихотворении Ахматовой Данте предстает перед читателями в ипостаси поэта-изгнанника, покинувшего Флоренцию – «вероломную, низкую», но все-таки «долгожданную», «желанную». Анна Андреевна с явной симпатией относится к тому, кто смог с гордо поднятой головой оставить родную землю, кто нашел в себе силы, уходя, не оглянуться. Это стихотворение вступает в противоречие с более ранними произведениями Ахматовой, в которых затрагивается тема изгнания и поэтов-изгнанников. Один из наиболее ярких и известных примеров – «Не с теми я, кто бросил землю…» (1922). Текст проникнут патриотизмом, лирическая героиня утверждает, что «вечно жалок ей изгнанник». К 1936 году отношение к родине у Анны Андреевны поменялось. На это повлияло несколько ключевых факторов. Среди них – практически полное отсутствие публикаций в период с 1923 по 1934, арест сына и мужа в 1935. Скорей всего, Ахматова чувствовала, что дальше станет только хуже, потому и столь сильно изменилось ее отношение к образу изгнанника, покинувшего родину из-за своих убеждений.
Автор: Анна Ахматова