«Дети» И. Анненский
Вы за мною? Я готов.
Нагрешили, так ответим.
Нам – острог, но им – цветов…
Солнца, люди, нашим детям!В детстве тоньше жизни нить,
Дни короче в эту пору…
Не спешите их бранить,
Но балуйте… без зазору.Вы несчастны, если вам
Непонятен детский лепет,
Вызвать шепот – это срам,
Горше – в детях вызвать трепет.Но безвинных детских слез
Не омыть и покаяньем,
Потому что в них Христос,
Весь, со всем своим сияньем.Ну, а те, кто терпят боль,
У кого как нитки руки…
Люди! Братья! Не за то ль
И покой наш только в муке…
Сборник «Кипарисовый ларец» (1910). Раздел «Размётанные листы».
Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Дети»
Стихотворение «Дети» – настоящий манифест любви к ребенку, покаянная речь, обращенная к детям всего мира за нанесенные обиды. Великий педагог и гуманист, человек с обнаженным сердцем, поэт испытывает чувство вины за чужие злодеяния. Его переживания выливаются во вдохновенное стихотворение, которое не оставляет равнодушным никого.
Произведение наполнено следующими средствами художественной выразительности:
- вопросно-ответная форма изложения – «Вы за мною? Я готов»;
- эллипсис – «нам – острог, … им – цветов…» – позволяет выразить мысль при минимальном объеме изложения;
- риторические восклицания – «Солнца!», «Люди!», «Братья!» – отражают авторскую экспрессию;
- метафоры – «нить жизни», «омыть покаяньем» – придают ноты патетики;
- инверсия – «жизни нить», «как нитки руки» – позволяет выделить последнее слово каждого сообщения;
- антитезы – «не спешите …, но балуйте» «нам – острог, … им – цветов…» – противопоставляют хрупкий детский мир грубому и циничному взрослому;
- устаревшая лексика – «срам (позор)», «острог (тюрьма)», «бранить (ругать, отчитывать)», «зазор (стыд)», «горший», устаревшие формы имен существительных – «покаянье», «сиянье» – придают произведению торжественность;
- религиозная лексика – «Христос», «покаянье», «нагрешили» – использована автором для иллюстрации важности разработанной в стихотворении темы;
- эпитеты – «безвинные слезы»;
- аллитерация (повторение однородных согласных) – «Христос весь, со всем своим сияньем» – создает звуковой якорь, который подчеркивает значимость образа;
- сравнение – «как нитки руки» – одновременно является парафразом, обозначающим слабых, лишенных пассионарности людей;
- многочисленные умолчания – «цветов…», «в эту пору…», «как нитки руки…», « покой …в муке…» – побуждают читателя к размышлению;
- градация – «шепот, трепет» – отображает стадии состояния запуганного ребенка.
Слово «горший» – сравнительная степень прилагательного «горький» в значении «исполненный тягот, невзгод».
Автор доносит до читателя мысль о неизбежном воздаянии за зло. Он недаром использует слово «нить» дважды – оно символизирует неразрывную связь поколений, без которой невозможны воспитание истинных патриотов, передача духовного опыта нашего великого народа, его нравственных законов, ценностей и волнующее предчувствие будущего.