Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иннокентий Анненский

«Дети» И. Анненский

Вы за мною? Я готов.
Нагрешили, так ответим.
Нам – острог, но им – цветов…
Солнца, люди, нашим детям!

В детстве тоньше жизни нить,
Дни короче в эту пору…
Не спешите их бранить,
Но балуйте… без зазору.

Вы несчастны, если вам
Непонятен детский лепет,
Вызвать шепот – это срам,
Горше – в детях вызвать трепет.

Но безвинных детских слез
Не омыть и покаяньем,
Потому что в них Христос,
Весь, со всем своим сияньем.

Ну, а те, кто терпят боль,
У кого как нитки руки…
Люди! Братья! Не за то ль
И покой наш только в муке…

Сборник «Кипарисовый ларец», раздел «Размётанные листы».

Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Дети»

Стихотворение «Дети» – настоящий манифест любви к ребенку, покаянная речь, обращенная к детям всего мира за нанесенные обиды. Великий педагог и гуманист, человек с обнаженным сердцем, поэт испытывает чувство вины за чужие злодеяния. Его переживания выливаются во вдохновенное стихотворение, которое не оставляет равнодушным никого.

Произведение наполнено следующими средствами художественной выразительности:

  • вопросно-ответная форма изложения – «Вы за мною? Я готов»;
  • эллипсис – «нам – острог, … им – цветов…» – позволяет выразить мысль при минимальном объеме изложения;
  • риторические восклицания – «Солнца!», «Люди!», «Братья!» – отражают авторскую экспрессию;
  • метафоры – «нить жизни», «омыть покаяньем» – придают ноты патетики;
  • инверсия – «жизни нить», «как нитки руки» – позволяет выделить последнее слово каждого сообщения;
  • антитезы – «не спешите …, но балуйте» «нам – острог, … им – цветов…» – противопоставляют хрупкий детский мир грубому и циничному взрослому;
  • устаревшая лексика – «срам (позор)», «острог (тюрьма)», «бранить (ругать, отчитывать)», «зазор (стыд)», «горший», устаревшие формы имен существительных – «покаянье», «сиянье» – придают произведению торжественность;
  • религиозная лексика – «Христос», «покаянье», «нагрешили» – использована автором для иллюстрации важности разработанной в стихотворении темы;
  • эпитеты – «безвинные слезы»;
  • аллитерация (повторение однородных согласных) – «Христос весь, со всем своим сияньем» – создает звуковой якорь, который подчеркивает значимость образа;
  • сравнение – «как нитки руки» – одновременно является парафразом, обозначающим слабых, лишенных пассионарности людей;
  • многочисленные умолчания – «цветов…», «в эту пору…», «как нитки руки…», « покой …в муке…» – побуждают читателя к размышлению;
  • градация – «шепот, трепет» – отображает стадии состояния запуганного ребенка.

Слово «горший» – сравнительная степень прилагательного «горький» в значении «исполненный тягот, невзгод».

Автор доносит до читателя мысль о неизбежном воздаянии за зло. Он недаром использует слово «нить» дважды – оно символизирует неразрывную связь поколений, без которой невозможны воспитание истинных патриотов, передача духовного опыта нашего великого народа, его нравственных законов, ценностей и волнующее предчувствие будущего.


Что написали классики 3 марта. Баюшки-баю (Николай Некрасов) 1877 г. Всё ли спокойно в народе?… (Александр Блок) 1903 г. Легкомыслие! — Милый грех… (Марина Цветаева) 1915 г. В мартовские дни (Валерий Брюсов) 1917 г.

Что писали классики 2 марта в разные годы. Кляните нас: нам дорога свобода… (Афанасий Фет) 1891 г. На улицах (февраль 1917 г.) (Валерий Брюсов) 1917 г. Кровных коней запрягайте в дровни… (Марина Цветаева) 1918 г.

Стихи, написанные 1 марта. Когда колокола торжественно звучат… (Аполлон Григорьев) 1846 г. Уж вечер светлой полосою… (Александр Блок) 1909 г. Освобожденная Россия (Валерий Брюсов) 1917 г. А уж так: ни о чем… (Марина Цветаева) 1922 г.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах