«До последнего дня» К. Бальмонт
Быть может, когда ты уйдешь от меня,
Ты будешь ко мне холодней.
Но целую жизнь, до последнего дня,
О друг мой, ты будешь моей.Я знаю, что новые страсти придут,
С другим ты забудешься вновь.
Но в памяти прежние образы ждут,
И старая тлеет любовь.И будет мучительно-сладостный миг:
В лучах отлетевшего дня,
С другим заглянувши в бессмертный родник,
Ты вздрогнешь – и вспомнишь меня.
Сборник «Тишина» (1897). Раздел «В дымке нежно-золотой».
Анализ стихотворения Бальмонта «До последнего дня»
Стихотворение «До последнего дня» написано в 1897 году и входит в сборник «Тишина». Раздел, где содержится это произведение, носит удивительно тонкое и точное название – «В дымке нежно-золотой». Оно как нельзя лучше характеризует атмосферу и настроение стихов.
Главной темой стихов является любовь. Открывающее цикл произведение посвящено поэтессе Мирре Лохвицкой. В нем, как и в «До последнего дня», заключено признание в любви. Но это не та яркая огненная страсть, с которой Константин Дмитриевич отдается новому чувству. Оно сладостное, но легкое, словно тень или крылья бабочки-однодневки из одноименного стихотворения того же раздела.
Впрочем, эти чувства и не могли быть иными, ведь поэту и его музе не суждено было быть вместе. Лохвицкая была замужем, Бальмонт недавно женился. Только в мире поэтических грез и лирических образов возлюбленные могли соединиться. В творчестве обоих то и дело мелькают посвящения друг другу, стихотворения-двойники и «половинки». Это продолжалось более трех лет. Исследователи даже дали этим необыкновенным отношениям красивое название «Литературный роман», поскольку в реальности М. Лохвицкая и К. Бальмонт встречались редко.
Стихотворение «До последнего дня» несет в себе отпечаток этой безысходности. Константин Дмитриевич ясно осознает, что его любовь обречена. Речь идет от первого лица. Поэт, не скрываясь, обращается к возлюбленной «о, друг мой». В 1897 году все знали, что именно так Бальмонт называл Лохвицкую. Намек на общие интересы содержится и в последних строках произведения. «С другим заглянувши в бессмертный родник…» – так метафорически Константин Дмитриевич сообщает о погружении в творческое вдохновение, поэтический восторг.
В строках стихотворения автор постоянно говорит о новой страсти, которая ждет его возлюбленную, другом мужчине, способном увлечь ее. Но в этих образах нет злобы, нет ревности и горечи. Только мягкая грусть и непоколебимая уверенность в том, что в сердце любимой женщины всегда есть место для него. Поэт уверен, что оставил такой заметный след в ее жизни, что «в памяти прежние образы ждут, И старая тлеет любовь».
И здесь читатель увидит знакомого Бальмонта. В стихотворении присутствуют неизменные солярные и огненные символы символы («в лучах отлетевшего дня», «тлеет любовь»), привычные сложные эпитеты («мучительно-сладостный миг»). Пусть эти образы звучат гораздо слабее, чем в произведениях других творческих периодов, это не делает нежную любовную лирику Бальмонта менее притягательной и изысканной.