Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Дождь» Н. Гумилёв

Сквозь дождем забрызганные стекла
        Мир мне кажется рябым;
Я гляжу: ничто в нем не поблекло
        И не сделалось чужим.

Только зелень стала чуть зловещей,
        Словно пролит купорос,
Но зато рисуется в ней резче
        Круглый куст кровавых роз.

Капли в лужах плещутся размерней
        И бормочут свой псалом,
Как монашенки в часы вечерни
        Торопливым голоском.

Слава, слава небу в тучах черных!
        То – река весною, где
Вместо рыб стволы деревьев горных
        В мутной мечутся воде.

В гиблых омутах волшебных мельниц
        Ржанье бешеных коней,
И душе, несчастнейшей из пленниц,
        Так и легче и вольней.

1915 г.

Анализ стихотворения

Произведение, созданное весной 1915 г., отражает своеобразный подход автора к изображению родного пейзажа. Лирический герой видит окружающую природу через оконное стекло, забрызганное каплями дождя. Прозрачная преграда помогает по-новому взглянуть на детали обычной картины.

Герой-наблюдатель фиксирует привычные и свежие черты дождливого дня: мир по-прежнему ярок и близок лирическому «я», но представляется «рябым», пестрым, когда свет преломляется в каплях воды.

Мотив необычного, заявленный в зачине, приобретает во втором четверостишии странное, немного пугающее звучание. Зелень листьев получает сравнение с купоросом и необычный эпитет «зловещая». Впечатление, вызванное неожиданным определением, подкрепляется характеристикой «кровавые», которая избирается для колористической оценки оттенка цветов. Лирический герой замечает увеличившуюся резкость контраста двух оттенков: зеленой листвы и кроваво-красных роз.

Равномерный плеск капель рождает еще один оригинальный образ – монахинь, которые торопливо «бормочут свой псалом».

Подытоживая увиденное, наблюдатель произносит странное славословие, превозносящее «небо в тучах черных». Что привлекательного усмотрел лирический субъект в картине хмурого ненастного дня? Героя привлекает очищающая сила дождя, подобная весеннему половодью. Мощная способность к обновлению зарождает ирреальное пространство – фантастический пейзаж, вырастающий в двух финальных катренах.

В новой зарисовке обострение мотива необычного достигает кульминации. Мокрые «стволы деревьев» становятся бойкими рыбами, появляются образы «волшебных мельниц», в чьих «гиблых омутах» неистово ржут «бешеные кони».

Финал «Дождя» преподносит еще один сюрприз: оказывается, воображаемые зрительные и звуковые образы благотворно воздействуют на душу наблюдателя. Чудесные видения снимают остроту метафоры «несчастнейшая из пленниц», служащей обозначением стесненности земного существования вечной сущности.

Дождь выявляет многогранность мира, сочетающего в себе реальный и воображаемый срезы. Поэт сосредоточен на переходе между двумя пространственными пластами, считая его источником творческого вдохновения.

Внимание к полутонам и различиям отражается на уровне стиля: в поэтическом тексте концентрируются прилагательные сравнительной степени. Ряд из пяти примеров завершается прилагательным в превосходной степени, которое характеризует состояние невольницы-души.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах