«Хоть я и свил гнездо в долине…» Ф. Тютчев
* * * Хоть я и свил гнездо в долине,
Но чувствую порой и я,
Как животворно на вершине
Бежит воздушная струя, –
Как рвется из густого слоя,
Как жаждет горних наша грудь,
Как всё удушливо-земное
Она хотела б оттолкнуть!На недоступные громады
Смотрю по целым я часам, –
Какие росы и прохлады
Оттуда с шумом льются к нам!
Вдруг просветлеют огнецветно
Их непорочные снега:
По ним проходит незаметно
Небесных ангелов нога…
1860 г.
Анализ стихотворения Тютчева «Хоть я и свил гнездо в долине…»
Панорама горных вершин, противостоящая пространству долин, – таков сквозной образ, появляющийся в тютчевских текстах начиная с ранней пейзажной лирики. Классическая антитеза воплощает оппозицию небесного и земного начал, ключевую для натурфилософского мировоззрения автора. Модель мира, созданная по законам двойственности, представлена посредством природных зарисовок, организованных по вертикали: ее высшая точка близка и причастна к неземным сферам. По этой причине «выси ледяные», переливающиеся в солнечных лучах, сравниваются с «божествами родными».
Стихотворение 1860 г. отражает и развивает центральную оппозицию и связанные с ней темы горней чистоты и желаний души, характерные для лирики Тютчева.
«Долина» – позиция лирического героя, заданная зачином произведения. Утверждая свое земное происхождение, лирический субъект одновременно декларирует собственную заинтересованность и устремленность к небесной выси «недоступных громад». Показательно, что вступление, в котором герой аттестует себя, сводится к возвышенной метафорической формуле «свил гнездо». Она предваряет мысль об отторжении «удушливо-земного» окружения. Лексическая анафора «как» указывает на возрастающую силу желания преодолеть «густой слой» обыденной жизни.
Что видит человек, обозревающий вершины гор «по целым часам»? Прохладные потоки воды, охарактеризованные ярким эпитетом «животворно»: стекая на землю, они насыщают ее обитателей целебной влагой. Подняв глаза выше, герой останавливает взгляд на «непорочных снегах». И здесь автор не скупится на оригинальные эпитеты, обозначая сложной лексемой «огнецветно» блеск белоснежного покрова. Мотив присутствия божественного начала, рождающийся в этом эпизоде, подтверждается дальнейшим текстом, в котором возникает образ ангелов, неприметно ступающих по снегу.
Изображение вершин как «откровенья неземного» – мотив, более характерный для поздних произведений Тютчева, хотя мимолетные упоминания встречаются и в ранних стихотворениях, например в «Снежных горах». В анализируемом тексте мотив божественного получает максимальное выражение, завершаясь ссылкой на присутствие посланцев Бога.
Ситуация, представленная от первого лица единственного числа, иногда перебивается лирическим «мы»: смена субъекта речи призвана возвести умозаключения и ощущения героя в статус характерных, присущих всем представителям общества.